Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с общим недоразвитием речи (большой, средней и малой подвижности):
Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу взрослого дети начинают движение в правую сторону, повторяя за взрослым слова:
“Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови!”
После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
Игра малой подвижности «Мухомор»
Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (dкружка 10—15 см). Это «мухомор». Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Взрослый находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
“Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет”
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около взрослого. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
“Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три”.
(Хлопают в ладоши)
“Новый год, приходи!”
(Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе)
“Тебя ждали год, Стояли у ворот”
(Выполняют «пружинку»,руки на пояс)
“А пришел мороз, Заморозил нам нос”
(Шагают на месте)
“Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй”
(Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс).
“В прятки ты поиграй Да подарки нам дай…”
(Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени)
“Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки”
(Постукивают кулачками друг о друга)
“Будем веселиться, Танцевать, резвиться”
(Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно).
Подвижная речевая игра «Чьи детки?»
Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные». Инвентарь: мяч. Описание игры: Дети стоят в круг. В центр круга встает взрослый с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?» Ребенок ловит мяч, отвечает: «Кошка» Если играющий отвечает неправильно: он выходит из игры. Далее взрослый поочередно кидает мяч остальные детям. В игре побеждают 2—3 самых внимательных игрока.
Подвижная игра «Дерево,куст, ручей, тропинка»
Играющие строятся в колонну по одном. Немного в стороне от игроков встает взрослый, в руках у него бубен. Под ритмичные удары взрослого в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:
«Дерево» — игроки останавливаемся, поднимают руки вверх;
«Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола;
«Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
«Тропинка» — разбиваются на пары и берутся за руки (если пары ребенку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).
Подвижная игра «Ветери зайка»
Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются, наклоняют голову к коленям.
“Из сугроба на опушке Чьи-то выглянули ушки”
(Встают, ставят кисти рук перпендикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад — «зайки шевелят ушками»)
“И помчался — скок-скок-скок, Белый маленький зверек”
(Идут по кругу, взявшись за руки)
“Вот запрыгал он проворно По тропинкам по зеленым”
(Останавливаются. Выполняют «пружинку», руки на пояс)
“Ветер у берез кружит, Зайке ушки шевелит”
(Выполняют руками маховые движения перед грудью, постепенно поднимая руки вверх; затем ставят кисти рук перпендикулярно голове — «шевелят ушками»)
“Ветер-ветер, поиграй-ка, Убаюкай быстро зайку”
(Присаживаются на корточки, складывают ладони вместе, помещают их под щечку)
Подвижные игры с музыкальным сопровождением
Например, хороводные игры и музыкально-ритмические композиции.
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует развитию скоординированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.