Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с общим недоразвитием речи (большой, средней и малой подвижности):

 

Игра большой подвижности «Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сиг­налу взрослого дети начинают движение в правую сторону, повторяя за взрослым слова:

“Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови!”

После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются. Ловишка ловит их, дотра­гиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра по­вторяется!

 

Игра малой подвижности «Мухомор»

Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (dкружка 10—15 см). Это «мухомор». Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Взрослый находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произ­носят вместе с ним:

“Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет”

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, припля­сывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», вы­ходит из круга и встает около взрослого. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

 

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на не­большом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

“Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три”.

(Хлопают в ладоши) 

“Новый год, приходи!”

(Выполняют руками поступатель­ные зовущие движения к себе)

“Тебя ждали год, Стояли у ворот”

(Выполняют «пружинку»,руки на пояс)

“А пришел мороз, Заморозил нам нос”

(Шагают на месте)

“Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй”
(Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс).

“В прятки ты поиграй Да подарки нам дай…”

(Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени)

“Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки”

 (Постукивают кулачками друг о друга)

“Будем веселиться, Танцевать, резвиться”

(Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно).

 

Подвижная речевая игра «Чьи детки?»

Цель. Закреплять в активном сло­варе детей существительные по теме «Домашние животные». Инвентарь: мяч. Описание игры: Дети стоят в круг. В центр круга встает взрослый с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?» Ребенок ловит мяч, отвечает: «Кошка» Если играющий отвечает неправильно: он выходит из игры. Далее взрослый поочередно кидает мяч остальные детям. В игре побеждают 2—3 самых внимательных игрока.

 

Подвижная игра «Дерево,куст, ручей, тропинка»

Играющие строятся в колонну по одном. Немного в стороне от игроков встает взрослый, в руках у него бубен. Под ритмичные удары взрослого в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:

«Дерево» — игроки останавлива­емся, поднимают руки вверх;

«Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола;

«Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;

«Тропинка» — разбиваются на пары и берутся за руки (если пары ребенку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

 

Подвижная игра «Ветери зайка»

Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, присажива­ются, наклоняют голову к коленям. 

“Из сугроба на опушке Чьи-то выглянули ушки”

(Встают, ставят кисти рук перпен­дикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад — «зайки шевелят ушками»)

“И помчался — скок-скок-скок, Белый маленький зверек”

(Идут по кругу, взявшись за руки)

“Вот запрыгал он проворно По тропинкам по зеленым”

(Останавливаются. Выполняют «пружинку», руки на пояс)

“Ветер у берез кружит, Зайке ушки шевелит”

(Выполняют руками маховые движе­ния перед грудью, постепенно поднимая руки вверх; затем ставят кисти рук перпендикулярно голове — «шевелят ушками»)

“Ветер-ветер, поиграй-ка, Убаюкай быстро зайку”

(Присаживаются на корточки, скла­дывают ладони вместе, помещают их под щечку)

 

Подвижные игры с музыкальным сопровождением

Например, хороводные игры и музыкально-ритмические композиции.

Использование музыки при про­ведении подвижных игр способствует развитию скоординированности, со­гласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.