Что же является причиной того, что за последние годы резко увеличилось количество  детей с проблемами в речевом развитии? Помимо основных групп факторов, речь о которых шла в других наших статья, выделяется еще одна причина проблемы ЗРР. Задержка речевого развития может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. 

Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые также важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. 

Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний, то это может привести к проблемам с речью и общим развитием. 

Регулярно получаемый новый сенсорный опыт помогает активизировать речевое развитие ребенка. Для развития сенсорной интеграции активно используются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, различные игры и упражнения. 

Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Эти ощущения очень разнообразны: зрительные, слуховые, тактильные. 

Виды сенсорных игр: игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдом, крупами, звуками, ритмами, свечами и др. 

С детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития успешно применяются следующие сенсорные игры:

  • Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Устройте «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляйте под струи «дождя» все части тела; ходите босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпайте крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарывайте в тазик с крупой и разыскивайте игрушки, конфеты; нюхайте крупы, специи, чай и кофе, определяйте более «вкусный» запах; играйте с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпьте на поднос манку, или муку, или кофе и порисуйте. 
  • Игры с бытовыми предметами: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поставить в стакан» и др. 
  • Игры с пластиковой одноразовой посудой: стройте дорожки и башни из стаканчиков; устраивайте «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршите тарелочками, стучите пластиковыми ложками по стаканчикам. 
  • Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке. 
  • Игры с тканями и бумагой: трогайте различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаете, начинайте шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани. 
  • Игры с фруктами: выкладывайте узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогайте пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.
  • Игры с движением: залезайте на стол и изучайте, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложитесь на пол и ползайте; перекатывайтесь с боку на бок; бегайте по сенсорным дорожкам. 
  • Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом. 
  • Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраивайте «сухой бассейн» для пальчиков, раскладывайте шарики в разные емкости; бросайте шарики и кубики в воду; перекатывайте между пальцами. 
  • Игры с массажерами для рук: делайте массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д. 

 

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды) происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.