Речевое развитие каждого ребенка индивидуально. При этом существуют общепринятые нормы развития речи детей. О том, какой должна быть речь ребенка в том или ином возрастном периоде, можете подробно прочитать в других статьях на нашем сайте. В данной статье представлена информация о том, как определить, есть ли у ребенка отставание в речевом развитии. 

Итак, когда же начинать беспокоиться: 

– Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов).

– При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. 

– Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

– Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: “Аня хочет нет” — Я не хочу.

– Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением “Я”. 

– Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 года. В норме в речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова (“одежда”, “овощи”, “животные” и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 

Каким образом проявляются речевые нарушения в дошкольном возрасте:

  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;
  • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове;
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов;
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания;
  • Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания;
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

 

Важно помнить о том, что любое речевое  нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять, поэтому своевременно обращайтесь к нейропсихологу и не пренебрегайте помощью специалиста.