Развитие коры головного мозга происходит в течение длительного периода.  До 4 месяцев у плода поверхность больших полушарий гладкая, с 5 месяцев внутриутробного развития появляются основные борозды. К моменту рождения кора младенца имеет такой же тип строения, как и у взрослого человека, но она отличается по форме и величине борозд и извилин. В дальнейшем, по мере роста ребёнка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее, продолжается формирование мелких борозд и извилин.

        К моменту рождения ребенка кора имеет такое же количество нервных клеток, как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелые: клетки имеют более простое строение, имеют простую форму, небольшое количество отростков. Кора тоньше, чем у взрослых, корковые слои слабо дифференцированы, нервные центры недостаточно сформированы.

       После рождения кора развивается очень быстро. К 2 годам  площадь коры увеличивается в 2,5 раза (за счёт увеличения количества отростков и их длины).

         К 5-7 годам мозг ребёнка похож на мозг взрослого, но отличается по своим функциональным возможностям. Поведение новорожденного регулируется не корой, а безусловными рефлексами: пищевыми, кожными, хватательными, сгибательными – разгибательными,  статическими, стато-кинетическими и т.д. Реакции новорожденного с вовлечением коры происходят на звуковые и световые раздражители: кора участвует в повороте глаз и головы в сторону света и звука, и в различении красного и зелёного цвета. По мере развития коры у ребёнка совершенствуются все реакции и движения, появляются условные рефлексы.

       Различные зоны коры созревают неравномерно. Созревание сенсорных и моторных зон  завершается в основном к 3 годам. Значительно позже созревают ассоциативные зоны.

     К 7-летнему возрасту ребенка отмечается значительный скачок в развитии ассоциативных областей, однако их созревание, формирование связей с другими отделами мозга происходит вплоть до подросткового возраста. Наиболее поздно созревают лобные области коры( двигательные зоны). Так, двигательный центр устной  речи формируется к 3 годам жизни. Двигательный центр письменной речи окончательно формируется  к 7 годам. Зрительный центр письменной речи – до 7 лет.

Постепенно происходит увеличение ассоциативных волокон и образование новых нервных связей между участками коры.

Такое постепенное созревание структур коры больших полушарий определяет возрастные особенности высших нервных функций и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста.