ОНР – общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – патологическое развитие и функционирование речи в целом, всех ее компонентов. Это неправильное произношение фонем, нарушение грамматического компонента речи, скудный словарный запас, неправильное развитие фонематических процессов. При данном расстройстве у детей остается сохранным интеллект и слух.

Недоразвитие выражается в плохом произношении слов, иногда ребенок может сокращать слова до одного слога. Зачастую взрослые не понимают, что ребенок говорит. Ему тяжело дается формирование и проговаривание длинных предложений, он имеет в постоянном использовании очень мало слов, которые, чаще всего, все равно произносит неправильно. 

По тяжести ОНР можно разделить на 4 уровня:

  • 1 уровень: у ребенка практически отсутствует фразовая речь в силу того, что словарный запас крайне скудный. Ребенок активно использует жестикуляцию и мимику. Нарушено понимание речи. Особенно страдает грамматический компонент, в то время как понимание устной речи фокусируется на лексическом значении слов, а не на смысловой нагрузке. Произношение звуков и слов сильно нарушено. Фактически, этот уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием общей речи.
  • 2 уровень: словарный запас немного отстает от нормы, но присутствуют существительные, прилагательные, глаголы, местоимения. Ребенок способен строить короткие фразы из 2-3 слов, при этом дополнительно активно жестикулирует. Понимание речи нарушено, но ребенок воспринимает отдельные грамматические конструкции. При этом, наблюдаются проблемы в понимании числа, рода прилагательных, окончаний падежей, при изменении слов по числам. При звукопроизношении может наблюдаться искажение, добавление или смешение звуков в слове.
  • 3 уровень: активный запас слов максимально приближен к норме, но наблюдается неточное понимание и произношение некоторых слов. Ребенок строит предложения из 4-5 слов, а вот большее количество дается ему с трудом. Может наблюдаться нарушение в понимании причинно-следственных и логических конструкций в предложениях. Иногда может происходить смешение, добавление или пропуск звуков в словах.
  • 4 уровень: дефекты практически не заметны для окружающих, но ребенок может путать близкие по значению слова, конструкции в составленных предложениях не всегда между собой согласуются, иногда могут опускаться слоги или звуки.

Причинами возникновения ОНР могут быть как негативные воздействия в период внутриутробного развития, так и родовые и послеродовые проблемы. Инфекции и болезни, перенесенные матерью, прямо влияют на формирование речевого аппарата эмбриона. Интоксикации, асфиксия, резус-конфликт крови матери и ребенка – все это может стать причинами появления ОНР. Сюда также относят перенесенные инфекции и травмы головы в первые годы жизни ребенка. Еще одним очень важным фактором формирования здоровой речи, является ближайшее окружение. Перенимая модели разговора, дети учатся выстраивать свои слова и предложения, поэтому невнимание к этой сфере развития или ее неправильное формирование может привести в дальнейшем к серьезным проблемам.