При задержке речевого развития у детей необходимо не только обратиться за профессиональной помощью нейропсихолога, невролога, логопеда, но также важно заниматься в домашних условиях развивающими играми и упражнениями. Для ранней коррекции ЗРР можно проводить следующие игры:

  • Для стимулирования речевой активности – во всякого рода «непонималки». Неговорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. 
  • Возьмите за правило ежедневно, примерно через полчаса после завтрака, заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой перед зеркалом. Продолжительность занятий 5 -10 минут. начала в игры включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Блинчик», «Прятки с губками», «Заборчик», а затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка» и т.д.
  • В последующие занятия включите такие задания: ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ-…). 
  • Используйте одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики, дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). 
  • Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»). Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.
  • Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».

Занимаясь регулярно подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он научится не только понимать обращенную речь, но и сам начнет ею пользоваться. Увеличивается его словарный запас, а грамматическое оформление речи приблизится к норме.