Согласно статистическим данным ВОЗ за последние годы количество детей с отклонением в речевом развитии увеличилось в 10 раз. Важный момент: в этой статистике зафиксированы только те случаи, когда с этой проблемой обратились за помощью к специалистам. Число детей, имеющих трудности в речевом развитии и не обращающихся к нейропсихологу, неизвестно.

Почему так важно своевременно обратиться за специализированной помощью при задержке речевого развития? Во-первых, необходимо найти причину ЗРР, во-вторых, определить степень запущенности речевой проблемы у ребенка, а в-третьих, наметить терапевтический план и методы коррекции, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
При обсуждении проблемы задержки речевого развития также важно оценить речевую обстановку, которая окружает ребенка.

Нейропсихологическая диагностика, логопедические занятия, развивающие игры, артикуляционная гимнастика, психологическая помощь — это важные составляющие коррекционного процесса. Речевая среда ребенка – не менее важный фактор. Необходимо постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Если не будет адекватной речевой среды, от и положительного результата придется ждать очень долго.

Конечно, всем понятно, что речь – это не врожденная способность человека. У новорожденного существует потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это способ удовлетворить потребность в коммуникации. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Внимание: если родители игнорируют эти призывы, речевая активность малыша снижается, и, соответственно. замедляется развитие. В таких случая речевые навыки формируются в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии ребенка. в свою очередь, из-за отставания в речи замедляется и интеллектуальное развитие.

Причин того, что ребенок молчит, множество. Как один из вариантов: у малыша просто-напросто нет необходимости говорить. Так происходит, когда родители предугадывают желания малыша или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Также речевое развитие отстает от возрастных норм зачастую и из-за неблагоприятного домашнего климата: родители редко разговаривают с ребенком, ошибочно полагая. что он «всё равно ничего не понимает. Или же говорят, но при этом сами обладают скудным словарным запасом или допускают большое количество грамматических и речевых ошибок.

Диагноз «задержка речевого развития», как правило, ставится детям в возрасте трёх лет, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни. В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи специалисты работают с детьми самого раннего возраста – с двух месяцев.