Ранняя диагностика задержки речевого развития способствует эффективной коррекции. Существуют признаки, которые позволяют заподозрить ЗРР на начальных этапах. О посещении нейропсихолога следует задуматься, если:

  • В 3 месяца малыш не оживляется, услышав речь родителей, не проявляет эмоциональную реакцию на голос взрослого;
  • В 8 месяцев отсутствует лепет;
  • В полтора года ребенок не произносит простых слов вроде «мама». «дай», не показывает предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • После двух лет ребенок обладает скудным словарным запасом (всего несколько слов) и не пополняет его, не способен выполнять инструкции взрослых («Принеси мяч и дай его мне»);
  • В два с половиной года не составляет фразы из двух слов;
  • Трехлетний ребенок говорит так, что понимают его только близкие люди.

Как только появились сомнения по поводу речевого развития ребенка, необходимо обратиться к нейропсихологу.

Прежде, чем поставить точный диагноз и назначить программу коррекции, нейропсихолог выяснит причину задержки, проведет обстоятельную беседу о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы жизни.

Во время нейропсихологической диагностики специалист проведет с ребенком несколько тестов, определит соответствие речевого развития возрастным нормативам, проверит навыки понимания малыша и говорения (звукопроизношение, объём словарного запаса, умение грамматически оформлять речь,у детей старшего дошкольного возраста оценит содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное). Тесты разнятся в зависимости от возраста ребенка.