Нейропсихологи все чаще обращают внимание родителей на то, что задержка речевого развития у детей – опасная патология. И связано это, в первую очередь, с тем фактом, что за последние годы число детей, страдающих зрр, неуклонно растет.

Известно, что ЗРР напрямую влияет на общее психическое развитие ребенка, на формирование его коммуникативных навыков. Отставание в речевом развитии серьезно вредит интеллектуальным способностям, воображению, памяти, вниманию и мышлению в целом. Таким образом, задержка речевого развития препятствует правильному формированию познавательных процессов, негативно отражается на формировании и выражении эмоций.

Диагноз ЗРР ставится детям только на основании нейропсихологической диагностики и комплексного обследования невролога, нейропсихолога, психолога и логопеда (все эти специалисты ведут свой прием в центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”).

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: 

1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

1) афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;

2) брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи;

3) тахилалия (или тахифразия) – патологически ускоренный темп речи;

4) заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

5) дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

6) ринолалия (гнусавость) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

7) дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

1) алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка;

2) афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга;

3) дисграфия (аграфия) – частичное (полное) нарушение письма;

4) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.

Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у ребенка, – это нейропсихолог. Любящие и внимательные родители обращаются к специалисту при малейшем подозрении на ЗРР. Это правильный и ответственный шаг позволяет своевременно диагностировать патологию и определить эффективный путь коррекции и устранения задержки речевого развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.