Для гармоничного речевого развития ребенка родителям стоит обратить внимание на интересные и полезные упражнения, которые полезно проводить даже с маленькими детьми.

Нейропсихологи обязательно рекомендуют развивать не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение ребенка. Для этого в ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны, поэтому стимуляция одного приводит к активизации другого. Важно: даже если речь малыша развивается согласно возрастным нормам, регулярные упражнения лишними не будут. При этом занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Развитие фонематического слуха также способствует нормальному речевому развитию ребенка. Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д»,  неправильно их произносят, а поэтому в будущем писать и читать они будут тоже с ошибками.

Для развития мелкой моторики полезно играть в кубики, конструктор, собирать мозаику, лепить из пластилина,  застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») стимулируют разные точки и нервные окончания на руках. Эффективен и пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения.

Считалочки и подвижные игры развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения.

Игра на пополнение словарного запаса: «Назови как можно больше слов, обозначающих…». Это занятие направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора. Малыш подбирает  слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Упражнения на развитие связной речи: «Кто что делает?».Задача малыша — соотнести предмет и его действие:

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

Также очень интересна и полезна «Игра в описания», которая формирует речевые навыки и наблюдательность. Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Мячик — красный, круглый, гладкий». Затем передает ребенку, и он описывает предмет своими словами.