Одним из основополагающих показателей готовности ребенка к школе является уровень его интеллектуального развития. Именно от этого показателя зависит успеваемость будущего ученика, его способность к обучению.

Специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка такие качества, как внимательность, усидчивость, умение анализировать, рассуждать, развивать познавательную активность.

Одним из самых известных тестов для определения уровня интеллектуального развития является тест Векслера. Американский психолог Дэвид Векслер разработал эту шкалу в 1939 году. Основан тест на иерархической модели интеллекта и диагностирует интеллект и его составляющие – вербальный и невербальный интеллекты. Состоит тест Векслера из 11 отдельных субтестов, каждый из которых содержит от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. Результат тестирования оценивается баллами, которые переводятся в шкальные оценки.

К вербальным субтестам относятся: «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметический», «Сходство», «Понятливость». Вопросы расположены по возрастающей трудности. К невербальным субтестам относятся: «Дома животных», «Недостающие детали», «Лабиринты», «Геометрические фигуры», «Кубики (пластины. Тестирование строится на чередовании вербальных и невербальных субтестов, трудных и легких. На обследование ребенка уходит от 50 до 75 минут, поэтому большинство детей диагностируются за одну встречу.

С помощью данного тестирования можно определить уровень развития интеллекта ребенка, оценить его способности, выявить нарушения в разных интеллектуальных сферах и сохранные зоны, чтобы своевременно начать коррекционную работу.

Кроме этого, тест Векслера используется при подготовке подростков к выбору будущей профессии. Как мы знаем, выбор профессии – одно из самых ответственных решений. Очень важно делать это на основании как можно более полной информации.

Найти себя в мире профессий молодым людям позволяют разнообразные технологии, которые разработаны в современной психологии. Заметим, что большинство существующих профориентационных тестов нацелены на прояснение интересов человека, его желаний и т.д. Это, конечно, очень важный фактор выбора профессии, но он не является единственным. Каждый подросток должен знать, что при выборе профессии необходимо понимать не только свои желания, но и важно соизмерять их со своими возможностями и способностями. По этой причине при профориентационном тестировании нужно получить информацию и о таком важном показателе способностей индивида, как его интеллект, «сильные» и «слабые» стороны умственной деятельности.