``Простая игра в песочнице в духовном смысле является проявлением Божественного, Творящего начала в человеке».

- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Цель песочной терапии

Дать возможность ребенку быть самим собой.

Задачи песочной терапии

  • Помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • В большей степени полагаться на самого себя;
  • Овладеть чувством контроля;
  • Развить умение преодоления трудностей;
  • Повысить самооценку и обрести веру в самого себя.

Плюсы метода

Манипулируя игрушками, ребенок может показать как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Дети выражают себя в спонтанной игре, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно «отыграть» в песочнице.  Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.

Для кого подходит

  • Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание
  • Дети, пережившие психическую травму: игра в песок помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки, развода родителей.
  • При решении семейных проблем можно  предложить одному родителю  или семейной паре выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них.
  • Эта форма психологической работы для взрослых  может быть даже более эффективной, чем для детей. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются.

Как это работает

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.
Ребенок сам придумывает, о чем фигурки говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся в песочнице.

Рекомендуем метод, если у вас:

  • гиперактивный ребенок,
  • трудные межличностные отношения ребенка с воспитателем, учителем, третьим лицом (бабушкой);
  • школьные трудности;
  • расстройства настроения (плаксивость, истеричность);
  • страхи,
  • инфантильность ребенка,
  • проблемы поведения;
  • агрессивность.

Форма занятий

Индивидуально — от 8 до 16  занятий.
Результаты: повышение ответственности в своих действиях и поступках; повышение самоконтроля, повышение самооценки; снятие стресса;  экологичное переживание утраты, в том числе развода родителей; умение распознавать и контролировать свои эмоции.

Групповая (малые группы, 2-3 ребенка) —  от 4 и более занятий.
Результаты: улучшение коммуникативных навыков, формирование навыков жить и творить  совместно с другими, способность бесконфликтного существования  в обществе.

В паре (мама+ребенок; папа+ребенок) – от 4 и более занятий.
Результаты: улучшение родительско-детских отношений; освоение навыков бесконфликтного общения, разрешение существующих конфликтов, приобретение опыта внимательнее относиться к своим и чужим ощущениям,  особенностям характера,  потребностям и желаниям, привычкам и интересам.

Если ваш ребенок особенный

В результате «песочной терапии» создается акцент на тактильную чувствительность. Повышается мотивация ребенка к занятиям. Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. «Заземляется» негативная психическая энергия. Происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.