Бобат-терапия

Суть бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы.

Преимущества Бобат-терапии

  • Стабильный результат. Сформированные навыки и достигнутый в ходе терапии объем двигательной активности носит необратимый характер, становится частью личности ребенка
  • Неинвазивность, отсутствие риска травматизации и инфицирования
  • Нетоксичность, не предполагает медикаментозной нагрузки
  • Отсутствие побочных эффектов
  • Возможность сочетать занятия с игровыми элементами позволяет хорошо вовлекать ребенка в процесс лечения.

Упражнения подбираются так, чтобы максимально соответствовать нормальному физиологическому движению и постепенно формируют правильную мышечную память. Многократное повторение закрепляет рефлексы, преобразуя их в навыки, приближенные к нормальным, адаптируя ребенка с диагнозом ДЦП или другими поражениями двигательной активности к самостоятельной жизни.

Показания к Бобат-терапии

  • ДЦП
  • Нарушения моторного развития (гиперкинезы, спастика, нарушение координации и управляемости движений)
  • Дефекты развития позвоночного канала
  • Детский сколиоз
  • Врожденный вывих бедра
  • Последствия травм ( в т.ч. послеродовых), операций, повлекших утрату контроля над своим телом

В чем состоит суть терапии

Суть бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы. Обязательное условие — применение стимулов в определенной последовательности, которая должна совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба. Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.

Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы – в основном так называемые реакции выпрямления (головы по отношению к телу и наоборот, или одних сегментов тела по отношению к другим). Это рефлексы уровня промежуточного мозга, которые в физиологических условиях появляются в возрасте 6-8 мес. (в простой форме в 1-6 мес. жизни).

При умелом провоцировании рефлексов выпрямления удается провести ребенка через все естественные позиции – от лежания, через положение на четвереньках, сидя, на корточках и до позиции стоя и таким образом посредством многократного повторения научить ребенка всем необходимым движениям нормального двигательного цикла развитого здорового ребенка.

Принципы Бобат-терапии

  • лечение должно быть безболезненным;
  • ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время чтобы адаптироваться;
  • важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента;
  • процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным;
  • движения нужно выполнять качественно и правильно;
  • применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;
  • пациент должен доверять вам на столько, чтобы при упражнениях полностью расслаблял свои мышцы;
  • работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и разные специалисты (логопеды, ортопеды, психологи, педагоги) чтобы задействовать все направления развития ЦНС;
  • нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям;
  • регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения;
  • больного важно адаптировать к жизни в социуме.

История метода

Бобат-терапия носит название по фамилии разработавшей метод супружеской пары из Лондона, физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога доктора Карла Бобата. Более 30 лет назад (в 40-х годах XX столетия)

Берта предложила выработанный на основе собственного опыта и наблюдений совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями мышц. Началось все с обнаружения физиологических позиций тела, позволяющих затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствовали снижению мышечного напряжения и формированию осознанных управляемых движений.

Основная идея Берты Бобат – взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр – головной мозг. Методика оказалась как нельзя кстати в годы, когда массово стояла задача в реабилитации многочисленных жертв послевоенного времени. Она эффективно работала при параличах, инсультах, черепно-мозговых травмах и последствиях операций, вызвавших утрату контроля над своим телом.

Накопленный практический опыт позднее систематизировал и теоретически обосновал супруг Берты Бобат. Через довольно быстрое время высокоэффективная методика перешагнула границы Лондона и распространилась по всему миру. В научных кругах она обозначается как нейродинамический метод восстановления.

Концепция Бобат опирается на представления о генетически ­детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении. Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.

При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.

Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций. При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата — атрофиям, контрактурам, деформациям.

Противопоказания

  • Шизофрения
  • Хронические заболевания в стадии обострения
  • Эпилепсия
  • Выраженная судорожная готовность
Остались вопросы?