Когда младенец появляется на свет, он оповещает всех об этом радостном событии своим криком. Крик – это первая голосовая реакция новорожденного. С каждым днем жизни малыша крик начнет принимать разные интонации, что является свидетельством начала развития речевой функции. 

Если ребенок развивается согласно общепринятым возрастным нормам, то в 2-3 месяца появляется гуление – произнесение ряда тянущихся звуков (а, у, ы) в сочетании с согласными (г, м, к).

 Уже к 6 месяцам звуки ребенка становятся похожими на звуки его родного языка.  Позже, к 6-7 месяцам, гуление перерастает в лепет. Лепет представляет собой пары звуков, похожих на слоги («ма», «па», «та», «ба»). И с помощью этих слогов малыш говорит взрослым о своих потребностях. 

После 8 месяцев «ненужные» звуки исчезают, и в речи ребенка закрепляются новые, характерные для родного языка. К годовалому возрасту в речи детей появляются первые слова.

Активное становление речи происходит в младшем дошкольном возрасте (1-3 года). 

Как правило, в возрасте полутора-двух лет общение ребенка выражается посредством фраз и небольших предложений. Таким образом малыш может выражать свои желания, потребности и эмоциональное состояние.

К двум годам ребенок уже должен владеть элементарной фразовой речью, состоящей из нескольких слов. 

К трехлетнему возрасту малыш способен употреблять простые грамматические конструкции с изменением слов по родам, числам и падежам. К трем годам, согласно возрастным нормам, ребенок должен превратиться в разговорчивого «болтуна». Словарный запас маленького человека значительно увеличился, развивается способность придумывать новые слова. В этот период дети активно овладевают звукопроизношением, у них интенсивно развивается фонематический слух.

После четырех лет ребенок выстраивает длинные предложения, к пяти годам овладевает правильным произношением звуков, слов.  

Период созревания речевых областей головного мозга ребенка как раз и приходится на возраст 1-3 года. Поэтому по достижению ребенка возраста трех лет заканчивается наиболее благоприятный и плодотворный период в речевом развитии малыша. В связи с этим нейропсихологи рекомендуют проходить нейропсихологическую диагностику как можно раньше, чтобы своевременно выявить отклонения в развитии и предупредить или скорректировать их.