Причины ЗРР

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем у детей. Часто причиной возникновения у ребенка отклонений в речевом развитии является… родительская беспечность.Что делать и чего ни в коем случае не следует совершать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя?

К сожалению, в последние годы среди молодых родителей бытует ошибочное мнение, что если ребенок не заговорил 2,5-3 года, то в этом нет ничего страшного. Многие папы и мамы воспринимают этот факт как вариант нормы: стоит лишь немного подождать, и речь появится сама по себе. Однако такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения малыша. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок развивался гармонично и полноценно. 

В идеале начинать заниматься развитием речи малыша можно и нужно уже с первого дня его рождения. Молодым родителям непременно следует обратить внимание на то, как ребенок плачет. Плач у каждого ребенка разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни. По плачу малыша можно понять, что он хочет вам сказать: может, ребенок чувствует дискомфорт, или он голоден, или ему холодно, или же больно, а может он просто устал и хочет спать. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти “запросы”.  При таком раскладе психическое и речевое развитие малыша происходит гармонично. Если же ребенок плачет монотонно, с одной и той же интонацией, на одном и том же уровне, плохо реагирует на голос мамы, то в таком случае следует обратиться за консультацией к нейропсихологу. 

Формирование речи у малышей

Если у малыша нет проблем со слухом, то на положительные эмоции на втором месяце жизни он отвечает гулением. Примерно в этот же период появляется и первый смех, повизгивание. Звуки, которые произносит ребенок, будут отличаться многообразием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.). Таким образом малыш  общается с окружающим миром, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает вовремя гулить, то в таком случае также необходима помощь нейропсихолога.

С двухмесячного возраста начинается период звукоподражания: малыш внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. К 3,5-4 месяцам формируется истинное гуление, когда ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, и при этом как бы слушает сам себя. В период звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными.

К полугоду у крохи появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит и даже как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.

Постепенно процесс общения ребенка с окружающими усложняется и приобретает новые краски. К 8 месяцам общение осуществляется при помощи обеих рук, активной мимики, жестов. В арсенале малыша появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

К году  лексикон ребенка должен состоять из 8-10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на». В этом возрасте заканчивается раннее речевое развитие малыша и начинает формироваться моторная речь как способ общения.

В норме в возрасте полутора лет ребенок при помощи подражания за взрослыми легко произносит знакомые и незнакомые слова. В этот период малыш произносит около 30 простых по звуковому составу слов. 

Как правило, интенсивное развитие речи начинается после двух лет.  В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, фразовая речь практически сформировалась. В этом возрасте ребенок должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: “Мама, пойдем в магазин, купи мне куклу”. Конечно, не все звуки пока еще произносятся чисто и  правильно. Но это тоже вопрос времени. 

К трехлетнему возрасту речь ребенка становится богатой и разнообразной: в лексиконе здорового малыша насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Если ребенок не говорит

Именно такой процесс развития речи у ребенка считается нормой. И происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки, уделяют должное внимание его речевому развитию. Если же ребенок в 2,5-3 года не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, то необходимо как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью к специалисту — нейропсихологу.