Задержка речевого развития у детей раннего возраста до 3 лет — проблема, которая волнует весь мир. Именно поэтому система диагностики заболевания и коррекционные методы активно изучаются и совершенствуются не только на территории нашей страны, но и за рубежом.

В последние десятилетия отмечается тенденция роста числа родителей детей до 3 лет, обратившихся с проблемой «мой ребенок не говорит». По последним данным, в России каждый четвертый малыш страдает задержкой развития речи. Таким образом, огромное количество детей на сегодняшний день нуждается в квалифицированной помощи специалистов. Безусловно, вопрос речевого развития остается открытым и является социально значимым, поэтому актуальность проблемы не вызывает сомнения. Но это только часть проблемы.
В настоящее время дети, которые готовятся пойти в первый класс общеобразовательной школы, должны уже читать, писать, считать… Школы не требуют этих знаний, но родители предполагают, что эти навыки облегчат обучение ребенка. Как показывает практика, не каждый ребенок может справиться с такой нагрузкой на хрупкую нервную систему, особенно это характерно для детей, у которых диагностирована задержка речевого развития.
Как правило, детям с ЗРР учебный процесс дается с трудом. Большинство учеников с такой проблемой вынуждены обучаться с репетиторами, с помощью родителей и уделять урокам огромное количество времени.

Итак, что же из себя представляет задержка речевого развития и каковы причины ее возникновения?
Задержка речевого развития — отставание в развитии ребенка от общепринятых речевых норм. Диагностируется это заболевание у детей в возрасте от 2 месяцев до четырех лет. При этом важно понимать, что лечение данной патологии будет эффективным лишь до пятилетнего возраста ребенка.

Причинами возникновения ЗРР служат многие факторы. Диагноз задержка речевого развития – это только кусочек айсберга, вершина патологии. Все остальное скрыто от глаз не специалистов, поэтому первостепенные причины ЗРР часто остаются невидимыми. Таковыми они могут оставаться очень долгое время.

Нейропсихологи делят эти причины на два вида: физиологические и социальные. К первой группе относятся такие проблемы, как:

  • нарушение слуха,
  • проблемы со зрением,
  • слабое развитие органов артикуляции,
  • поражение головного мозга,
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности,
  • внутриутробные травмы,
  • проблемы во время беременности матери, наличия у нее вредных привычек,
  • тяжелые или преждевременные роды,
  • некоторые врожденные заболевания (аутизм, ДЦП, синдром Дауна),
  • наследственность.

К социальным факторам относятся следующие:

  • частые эмоциональные стрессы,
  • невнятная речь окружающих людей,
  • недостаточное внимание (как следствие – ребенку не с кем разговаривать, делиться мыслями),
  • чрезмерная опека родителей и близких (как следствие – лишение мотивации говорить),
  • общение в семье на нескольких языках,
  • злоупотребление просмотром телевизора, наличие посторонних звуков.

Признаки задержки речевого развития можно заметить еще в раннем возрасте ребенка. Поэтому родителям необходимо внимательно следить за развитием своего малыша и при необходимости немедленно обратиться за профессиональной помощью.

Какие признаки указывают на то, что у ребенка есть проблемы с речевым развитием? Во-первых, если малыш молчит или проявляет малую активность в доречевом периоде, то это уже веский повод обратиться к нейропсихологу, неврологу или логопеду для точной диагностики и выявления первопричин проблемы. Во-вторых, если в возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на обращения и звуки и чаще всего привлекает внимание взрослых плачем, то родителям стоит всерьез задуматься о методах профилактики и диагностики. Третий фактор, указывающий на возможные речевые проблемы, — это отсутствие активных попыток повторения чужих слов в полтора года. Четвертый признак ЗРР: в 1,5-2 года ребенок не выполняет на слух простые задания взрослого: “принеси игрушку”, “возьми карандаш” и так далее. Пятая причина для беспокойства мам и пап по поводу речевого развития их малыша: в 2-3 года ребенок не говорит отдельными словами и полноценными фразами. Шестой, явный признак задержки речевого развития заключается в том, что к четырехлетнему возрасту у ребенка отсутствует собственная речь, и он не способен самостоятельно выстраивать полноценные предложения, а среди средств коммуникации преобладают жесты и мимика.

Прибегнуть к профессиональной помощи специалистов стоит в том случае, если к 1,5 годам ребенок даже для родителей непонятно произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно и не способен составить предложение из двух слов. Кроме того, если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, то необходимо немедленно посетить нейропсихолога.

Важно понимать, что период чувствительности зон головного мозга строго ограничен, поэтому вовремя начатое лечение задержки речи дает ребенку все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной поры. Не стоит упускать время и примерять на своего ребенка ошибочное убеждение, что к пяти годам все проблемы исчезнут сами по себе.
Залогом эффективной коррекции речевых проблем у ребенка является своевременная и грамотная помощь специалистов.

Какие последствия ожидают малыша в будущем, если родители не обратили должного внимания на задержку речевого развития и не предприняли никаких мер по устранению этой патологии? Отставание в речевом развитии неизбежно приведет к задержке психического развития малыша. Этот фактор, в свою очередь, станет причиной плохой памяти у ребенка, слабо развитого воображения, невнимательности. Будущий ученик будет не способен хорошо усваивать и перерабатывать новую информацию, правильно ее воспроизводить. Все это будет способствовать трудностям со школьным обучением, общей успеваемостью. Кроме того, ребенок с трудом будет читать и писать; вполне могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией малыша.

Коррекционная работа по восстановлению и улучшению речевых навыков — это трудоемкий и длительный процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку. Детям, страдающим ЗРР, нужна консультация таких специалистов, как нейропсихолог, невролог, логопед, детский психолог.

Успешность лечения задержки речевого развития у ребенка и подготовки его к школьному обучению напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребенок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов в борьбе с ЗРР и навсегда забыть о речевых проблемах. Благодаря улучшению качества речи ребенку будет легко освоить новые знания, навыки и умения.

 

Автор статьи:
Габышева Виктория Анатольевна, врач-невролог, нейропсихолог, детский психолог, генеральный директор центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”, Россия, г. Тюмень.