Трудности в обучении детей с задержкой психического развития являются наиболее актуальными проблемами в современной педагогике. Ежегодно в России увеличивается число детей, для развития и обучения которых требуется создание определенных условий, коррекционных классов или специализированных общеобразовательных учреждений.
В настоящее время многие российские школьники с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) вынуждены получать знания в специальных классах или школах, так как освоить стандартную общеобразовательную программу им очень трудно.

Задержка психического развития — это определенное отставание психоэмоционального и психологического развития ребенка. Для задержки психического развития характерны такие признаки, как низкое интеллектуальное развитие, недостаточность общего словарного запаса, снижение объема памяти и внимательности, быстрая утомляемость, отставание в развитии эмоциональной сферы, плохо развитая саморегуляция, отсутствие целенаправленности.

Недуг имеет огромное количество причин и предпосылок, которые возникают внутриутробно и в период рождения.

Причинами задержки психического развития у ребенка могут быть тяжелое течение беременности, патологии при беременности, сложные роды. К другим причинам ЗПР относятся инфекции и травмы в первые годы жизни ребенка, хронические заболевания малыша, продолжительное ограничение нормальной жизнедеятельности ребенка, связанное с неправильным воспитанием, психотравмирующие ситуации.
Признаки, которые возможно заметить в раннем возрасте у детей, — это мышечная дистония, синдромом каких-либо мышц, задержка формирования глотательного, глазодвигательного рефлекса, двигательной системы. У малыша отстает в развитии от общепринятых норм слухоречевая система. Нейропсихолог может определить все эти признаки в раннем возрасте — уже с 6 месяцев. В этом возрасте малыш соответствует или не соответствует определенным нормам не только веса и роста, но и психологическим проявлениям: гуление, лепет и формирование зрительно-моторной функции.
К тревожным признакам отклонения в развитии, на которые стоит обратить внимание родителям малыша, относятся следующие:

1. В возрастном периоде от 4 месяцев до 1 года ребенок не реагирует на родителей, не произносит никаких звуков.
2. В возрасте полутора лет в его лексиконе отсутствуют даже самые элементарные слова; малыш не понимает обращенной к нему речи взрослых, не выполняет простых просьб (“дай карандаш”, “возьми игрушку”), не реагирует на свое имя.
3. В возрасте двух лет в речи малыша не появилось новых слов, он имеет скудный словарный запас.
4. В два с половиной года ребенок не использует фразовую речь, не знает названия окружающих его предметов, использует всего около 20 слов.
5. В трехлетнем возрасте ребенок не говорит предложениями, не способен что-то пересказать, рассказать. Малыш говорит слишком быстро или слишком медленно (растягивает слова).
6. В возрасте четырех лет у ребенка отсутствует связная речь, он отличается невнимательностью и плохо развитой зрительной и слуховой памятью.

Зачастую родители узнают о том, что у ребенка есть задержка психического развития только тогда, когда малыш начинает посещать дошкольное общеобразовательное учреждение. До трехлетнего возраста специалисты в большинстве случаев ставят диагноз задержка речевого развития или задержка двигательного развития.
И, как правило, именно в этот период начинается диагностика ребенка.

При диагностике задержки психического развития включаются все зоны головного мозга, которые уже являются сформированными к этому возрасту. В плане психологического и психоэмоционального развития эмоции – это первый момент, на который стоит обратить внимание: ребёнок должен понимать и воспринимать эмоциональный настрой мамы, папы, других членов семьи. Малыш должен подстраиваться и адаптироваться к окружающему миру. Второй важный аспект — развитие речи, и третий — это развитие движений ребенка. В процессе диагностики также оценивается уровень развития психики и моторики.

Следующие показатели, которые нужно диагностировать — это логические цепочки мышления, интеллект, уровень памяти и концентрация внимания, понимание слов, понимание фраз и речевых конструкций. Если нейропсихолог замечает, что у ребенка есть определенная патология, дисфункция по одному из показателей, то он проводит более глубокую диагностику, чтобы определить, что является причиной данного отклонения от нормы. В диагностике проявляется почти 90% проблем. Если же нейропсихолог при диагностике использует для постановки диагноза энцефалограмму, то это дает уже 95% вероятности того, что верно удастся выявить определенные трудности. В этом случае можно точно определить, каким образом происходит задержка психического развития, какие коррекционные методы наиболее уместны и эффективны в данном конкретном случае.

Игнорирование проблемы приводит к тому, что возникает отсроченный эффект. К сожалению, некоторые родители поздно приводят детей к специалисту. Таким образом они затягивают время восстановления ребенка. Если малыша с задержкой психического развития или даже с минимальными отклонениями от нормы развития приводят на консультацию к нейропсихологу в полтора-два с половиной года, то возможно восстановить “отстающие” функции примерно за полгода, в некоторых случаях — за год. Если ребенка с задержкой психического развития приводят в трехлетнем возрасте, тогда на коррекционную работу уходит порядка полутора лет. Если же ребенка привели к специалисту в 6 лет, то на восстановление его здоровья может понадобиться большое количество времени — от трех до пяти лет. В этом возрасте он уже начинает учиться в школе, и все трудности при обучении нарастают как снежный ком. Нейропсихологу в таком случае сложно заниматься с ребенком. В его окружении появляются «социальные» люди: учителя, воспитатели, которые требуют, чтобы он соответствовал определенным нормам. В большинстве случаев педагоги замечают, что такие дети с трудом усваивают новый материал, испытывают трудности в обучении.

В силу проблем, которые возникают в процессе посещения дошкольного учреждения или обучения в школе, ребенок с задержкой психического развития чувствует себя неуверенно, часто сомневается в собственных способностях и возможностях.

Школьник, страдающий ЗПР, отличается неспособностью соблюдать общепринятые правила и подчиняться им. Ведущим типом деятельности у детей с задержкой психического развития является игра. Они могут иметь проблемы с запоминанием и усвоением нового учебного материала, образное мышление и внимательность у таких детей на низком уровне.

Для того, чтобы улучшить коммуникативные навыки ребенка и преодолеть эмоционально-личностные трудности, необходимо обратиться за профессиональной помощью к детскому психологу.
Коррекцию задержки психического развития необходимо начать как можно раньше. Для достижения положительных результатов необходим комплексный подход: консультации нейропсихолога, детского психолога, невролога, логопеда, применение аппаратных методов, телесно-ориентированной терапии, развивающих занятий и упражнений.

Нейропсихолог восстанавливает здоровье детей посредством телесно-ориентированной терапии. При этом большую роль играет обучение и развитие родителей для того, чтобы специалисты могли им передать те знания и навыки, которые являются очень важными. Когда родители обладают этими знаниями, то они применяют несколько видов терапии в домашних условиях. Например, это эссенции Баха, которые назначаются специалистами, упражнения, направленные на развитие интеллекта и мышления, логики, которые можно делать с ребенком с раннего возраста. Методика Береславского, нейродвигательная коррекция, сенсорная интеграция… В современном мире существует огромное количество методов, которые могут быть предложены родителям ребенка с задержкой психического развития.

Обязательно стоит учитывать особенности малыша и индивидуально подходить к коррекционной деятельности в каждом конкретном случае.
При ЗПР развитие ребенка может достичь нормального уровня, если своевременно заметить трудности и обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку малыша. Важно обратиться за профессиональной помощью, чтобы избежать более серьезных последствий для ребенка.

Автор статьи:
Габышева Виктория Анатольевна, врач-невролог, нейропсихолог, детский психолог, генеральный директор центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”, Россия, г. Тюмень.