Проблема формирования грамотной системы воспитания в семье тесно связано с вопросом успеваемости ребенка в школе. От того, как родители воспитывают свое чадо и какие ценности и правила поведения прививают ему с младенчества, зависит, как в период младшего школьного возраста сложатся отношения ребенка с учителями и одноклассниками, какие оценки он будет получать, сможет ли проявить себя в творчестве и спорте.

Особое внимание как родителям, так и педагогам стоит уделить кризису семи лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать свое собственное “я”. Первоклассник выстраивает отношения с незнакомыми людьми (одноклассники, учителя), привыкает к новой для него социальной роли (ученик), адаптируется к условиям (школа). И в этот период для ребенка очень важно получить поддержку от родителей и педагогов.

В 7 лет периферическая нервная система, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и эндокринная системы маленького организма начинает активно перестраиваться. Во многом это обуславливает повышенную утомляемость ребенка или наоборот его чрезмерную активность.

В семилетнем возрасте на смену основной игровой деятельности приходит учебная. Теперь ученик вынужден концентрировать внимание, запоминать большое количество информации, усваивать новые знания. Именно поэтому в 7 лет возникает первый возрастной кризис.

Как можно определить признаки, относящиеся к кризису 7 лет? Во-первых, резко меняется поведение ребенка. Теперь он все чаще хочет подражать взрослым, манерничает и кривляется. Во-вторых, семилетний малыш начинает более серьезно и осмысленно относится ко всему происходящему вокруг: он подвергает анализу действия окружающих, события, факты. Третий признак, встречающийся наиболее часто, — непослушание. Ребенок игнорирует просьбы взрослых, не выполняет указания. К четвертому признаку можно отнести психологический настрой ребенка: теперь он все чаще сердится без причины, раздражается по пустякам, кричит, ломает игрушки или другие предметы; малыш может отказаться от общения с окружающими, быть замкнутым. И пятый признак, который не стоит отставлять без внимания, — это сильное желание ребенка быть на одном уровне со старшими; теперь он хочет, чтобы взрослые относились к нему как к равной личности и считались с его мнением.

В настоящее время специалисты активно исследуют когнитивное развитие ребенка предшкольного возраста наряду с его психологическим и эмоциональным состоянием. Очень много факторов зависит от стиля воспитания и структуры семьи.

Особое внимание в системе становления ребенка как личности стоит уделить методам поощрения и наказания. В практике каждого родителя встречаются вопросы и недопонимания по поводу того, где разумная грань между этими понятиями, и в каких ситуациях стоит наказать малыша, а в каких — поощрить. Именно от этого зависит, как ребенок станет воспринимать эти методы не только внутри семьи, но и в школе. Родители и педагоги, прибегая к использованию в воспитании детей этих методов, пытаются контролировать поведение ребенка и при необходимости корректировать его. При этом стоит ответственно относится к вопросам критики и поощрения, так как есть большая вероятность что ребенок безусловно будет воспринимать слова мамы и папы, это и будет являться базой для построения в его сознании ошибочных стереотипов и убеждений.
Что из себя представляет наказание? С точки зрения психологии, наказание — это то, что чувствует ребенок, по отношению к которому был применен этот метод. Это не действия наказывающего, а переживания и эмоции, которые испытывает малыш. Например, чувство стыда, унижения, которые доставляют дискомфорт ребенку, и он хочет как можно быстрее избавиться от них.

Ниже приведена полная классификация наказаний, которые применяются в воспитательной практике:

1. Логические доводы и разъяснения;
2. Наказание натуральными последствиями;
3. Физические наказания
4. Эмоциональное воздействие;
5. Вербальная агрессия;
6. Отложенный конфликт;
7. Лишение родительской любви;
8. Лишение поощрений и благ;
9. Ограничение активности ребенка;
10. Принуждение к деятельности;
11. Апелляция к чувству вины.

Помните! Физическое воздействие на ребенка – это преступление не только на законодательном уровне, но и на уровне моральных ценностей.

Для того, чтобы не навредить ребенку, стараясь исправить его поведение, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций грамотного наказания:
1. Наказание — это пропорциональная строгость к тому, что сделал ребенок, к степени тяжести его вины. При этом учитывается и возраст ребенка.
2. Откладывать наказание не стоит. В таком “ожидающем” состоянии у ребенка может сформироваться чувство страха и тревоги, что в свою очередь может привести к неврозам.
3. Прежде, чем наказать малыша, необходимо успокоиться и дать адекватную оценку произошедшему.
4. Наказывать должен только один родитель.

Залог успешного воспитания и гармоничного развития ребенка — общая воспитательная методология родителей и педагогов.
Каким образом можно помочь ребенку преодолеть возрастной кризис? В первую очередь необходимо уделить особое внимание психологической составляющей этой проблемы: взрослым стоит пересмотреть свои отношения с ребенком. Кризис семи лет — важный этап формирования характера ребенка, в этот период также происходит закладка его ценностей.
Бок о бок с наказаниями идет поощрение. Этот метод в воспитании ребенка — неотъемлемая часть, она встречается абсолютно во всех практиках семейной системы.

С точки зрения семейной психологии, существуют следующие виды поощрений:
1. Разрешение активности и расширение прав;
2. Детско-родительская деятельность;
3. Ласка как поощрение;
4. Материальное вознаграждение;
5. Похвала.

Более подробно о каждом виде поощрений и наказаний я регулярно рассказываю родителям и специалистам на тематических семинарах и вебинарах.
Почему так важен процесс поощрения? Через этот воспитательный метод у ребенка создается чувство собственной значимости и ценности, а значит, формируется самооценка. И задача каждого родителя — развитие самооценки у ребенка в адекватном русле и становление его как самостоятельной личности. В семилетнем возрасте это особенно важно, так как ребенок в школьной обстановке видит себя через призму оценок и отношения к нему других людей.

Поведение ребенка — это способ проявления его личности. Агрессия по отношению к детям, которые плохо себя ведут, — это, с точки зрения психологии, “непринятие” взрослыми одного из методов самовыражения. И родители, и педагоги должны понимать, что в семилетнем возрасте (как и в любом другом) у ребенка есть свои базовые потребности, желания, предпочтения, характер и манера поведения. Ребенок совсем не обязан вести себя исключительно так, как того хотят взрослые. Дети могут вести себя хорошо или плохо, и задача родителей и педагогов подойти к этому вопросу компетентно и доступными средствами и методами скорректировать поведение ребенка, при этом важно дать возможность ребенку самовыражаться. Ведь ребенок не должен становиться “удобным”. Кто-то скажет, что с “удобным” малышом спокойно и легко: он всегда слушается маму и папу, ведет себя тихо и даже незаметно, не дерется, не мешает, не ломает игрушки и так далее — а иначе его строго накажут! Какой человек вырастает в конечном счете? Слабовольный, с заниженной самооценкой, неуверенный в себе, неспособный самостоятельно принимать решение и нести ответственность за что-либо… У таких учеников, как правило, возникают проблеме в учебе, они не способны самореализовать себя или проявить свои таланты.

Как мы видим, поощрение и наказание в системе воспитания младших школьников имеет огромное значение. Для родителей важно понять, что ребенку необходимы любовь, поддержка и вместе с тем строгость и адекватный уровень контроля. Но как воспитывать малыша, чтобы не сломать его психику наказаниями и не испортить излишними поощрениями? В какой мере и каким способом давать все это будущему школьнику, чтобы не усугубить его поведение и не навредить отношениям с ним? Ответ: найти золотую середину, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его потребности. Успех в школьном обучении напрямую зависит от микроклимата в доме и от того, какая система воспитания характерна для семьи, и поэтому взрослым стоит уделять этому особое внимание.

Автор статьи:
Габышева Виктория Анатольевна, врач-невролог, нейропсихолог, детский психолог, генеральный директор центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”, Россия, г. Тюмень.