По статистике здравоохранения около 60% детей по физиологическим и психологическим параметрам на сегодняшний день не могут обучаться только по стандартной школьной программе. Таким образом, практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе могут возникнуть проблемы с успеваемостью или поведением. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подойти к его решению с разных сторон анализа ребенка. В этом может помочь нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихология — это наука, которая находится на стыке нескольких дисциплин: психологии, неврологии и логопедии. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций (память, мышление, внимание, воображение, восприятие) и их зрелость.

Диагностика детей дошкольного возраста позволяет сделать выводы о том, как за последние годы возросло число детей с задержкой речевого развития, задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью… Почему возникают такие проблемы? Важно понять, все эти диагнозы — результат недостаточного внимания взрослых людей к детским проблемам, к симптоматике и предпосылкам недугов.

По мнению многих людей, готовность или неготовность ребенка к школьным будням можно определить лишь по внешним признакам: физическое развитие, умение или неумение читать/писать/считать, самостоятельность и уровень социокультурного развития. Однако не стоит забывать о том, что есть еще внутренний мир ребенка и его интеллектуальные возможности. При поступлении в школу очень важно учитывать и психоэмоциональное состояние будущего школьника, и развитие его высших психических функций, а также его речевое развитие и когнитивные способности. Только на основании всех этих факторов можно делать выводы о том, насколько ребенок готов или не готов к школьной жизни.

Если представить собирательный образ современного первоклассника, то в нашем воображении возникнет физически хорошо развитый ребенок, который, скорее всего, уже умеет читать, считать и писать. Он достаточно эрудирован и хорошо разбирается в современных гаджетах и компьютерных играх. Возможно, у него уже есть свой личный аккаунт в социальных сетях, и на просторах всемирной паутины такой ребенок ориентируется с легкостью.

Казалось бы, родителям можно только радоваться и не переживать по поводу школьного будущего своего сына или дочери. Но правомерно возникает очень большое количество других вопросов, касающихся развития детей. Сколько времени они проводят на свежем воздухе? Играют ли в подвижные игры? Как выстраивают свои отношения со сверстниками? Как реагируют на критику и замечания? Насколько самостоятельны в быту?

Если вновь воспользоваться приемом собирательного образа, то каждый может ответить на эти вопросы для себя. Остается неоспоримым факт о том, что в подвижные уличные игры дети сейчас играют не так часто, как хотелось бы. А между тем подобные активные занятия способствуют развитию ловкости, скоординированности движений, контролю своего поведения. Подкорковые структуры мозга в этот момент насыщаются кислородом, формируют карту своего тела. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать руками и ногами одновременно или разнонаправленно. У него формируются межполушарные взаимодействия. Кроме того, он учится выстраивать отношения с окружающими людьми, выражать свое мнение и оценивать поведение других. Все эти навыки, бесспорно, влияют на школьную успеваемость ребенка и его самореализацию в будущем.

Многие родители упускают из вида тот факт, что к первому классу ребенок не умеет застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эти навыки напрямую говорят об уровне развития мелкой моторики, которая непосредственно связана с речевым развитием ребенка.

Нервозное поведение, агрессия, манипуляции, капризы и импульсивность стали нормой в поведении современных детей. Плохую успеваемость, проблемы с запоминанием школьного материала, повышенную утомляемость, конфликты с учителями и одноклассниками родители, как правило, зачастую списывают на обычную лень. Но правы ли они? Дело в том, что если ребенку не удастся раскрыть и развить свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал в дошкольном периоде, то в школьном возрасте ему не удастся реализовать себя в полной мере. И взрослые должны ему в этом помочь — вовремя обратиться за помощью к специалисту и не оставаться в стороне. Особое внимание в этом случае стоит уделить детям с задержками в развитии.
Какие факторы влияют на успеваемость ребенка в школе? Что делает процесс обучения для него продуктивным и результативным? Есть ли какая-то взаимосвязь между развитием мозга и успехами или проблемами школьном обучении?

Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, физически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.
У ребенка должна быть сформирована соответствующая познавательная мотивация, кроме того будущий ученик должен понимать, что ему предстоит установление правильных взаимоотношений: ребёнок — взрослый (с учителями) и ребёнок-ребёнок (с одноклассниками).
С нейропсихологической точки зрения существует три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная, социальная.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе проявляется в нескольких аспектах:

  • способность концентрировать внимание на определенном действии или предмете;
  • способность выстраивать логические цепочки между событиями и явлениями;
  • контроль своего поведения;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • хорошо развитая память;
  • хорошо развитая речь.

Показатель отлично развитого эмоционального аспекта школьной зрелости — это умение ребенка управлять своими эмоциями, проявление интереса к обучающему процессу.
Социальная готовность ребенка к школе выражается в потребности общения, умении слушать учителя и принимать на себя роль ученика.

Школьная зрелость формируется к семи годам. В том случае, если у ребенка все ее составляющие хорошо развиты, то у первоклассника не возникнет проблем с успеваемостью или поведением на уроках. Однако, если объективно оценивать ситуацию, то встретить сейчас действительно подготовленного школьника — большая редкость.

Очень часто родители первоклассников жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться, невнимателен на уроках, отвлекает одноклассников, игнорирует замечания учителей, не может самостоятельно делать уроки… В свою очередь, школьные проблемы негативно отражаются на внутрисемейные отношения, порождая конфликты между детьми и взрослыми. Все эти факторы несут дополнительный стресс для ребенка, который опять-таки отражается на его учебной деятельности. Замкнутый круг. И такое положение дел возникает повсеместно.

Некоторые родители пытаются своими силами “перевоспитать” ребенка, занимаются с ним чтением и письмом, нанимают репетиторов, даже принимают решительные меры, прибегнув к методу “кнута и пряника”. Однако рано или поздно понимают, что все эти способы малоэффективны. Ведь неуспеваемость и плохое поведение — это только видимая часть проблемы. Ее первопричины кроются гораздо глубже.
Комплекс нейропсихологических методов позволяет активизировать мозговую деятельность ребенка, ведь каждая его структура созревает в определенном возрасте. Если случилось так, что в силу определенных обстоятельств произошла задержка в правильном формировании структур головного мозга, то у ребенка не получится легко адаптироваться к школьному процессу и успешно постигать программу. Задача нейропсихолога заключается в том, чтобы определить, какой отдел мозга нуждается в коррекционной деятельности, и как довести его работу до показателей нормы. После диагностики нейропсихолог поможет подобрать подходящие методики восстановления работы мозговых структур и индивидуальную программу по развитию ребенка.

Нейропсихологическая подготовка ребенка к школьному обучению может включать в себя развитие крупной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, эмоционально-волевой сферы, речи, памяти, мышления, воображения, а также расширение общего кругозора.
Как правило, после нейропсихологической подготовки родители школьников отмечают, что ребенок стал слушать и слышать учителя, у него появился интерес к занятиям, улучшилась концентрация внимания, появилась организация самоконтроля и в целом повысилась результативность обучения. При этом родители отмечают, что в домашних делах и внутрисемейных отношениях дети заботятся о близких, с удовольствием выполняют просьбы взрослых и с улыбкой выполняют домашние обязательства.

Автор статьи:
Габышева Виктория Анатольевна, врач-невролог, нейропсихолог, детский психолог, генеральный директор центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”, Россия, г. Тюмень.