Проблема своевременного формирования речи у детей знакома всем родителям. Сегодня многие мамы и папы жалуются на то, что малыш отстает в речевом развитии от своих сверстников. Вопросы, касающиеся задержки речевого развития, очень актуальны, они требуют пристального внимания как родителей, так и специалистов.

Часто родители задаются вопросом: “Когда стоит обращать внимание на речь своего малыша? Стоит ли в случае задержки речевого развития обращаться за помощью к детскому психологу? Чем он может помочь?”.

Современные родители должны знать, что нейропсихолог и детский психолог — это те специалисты, к которым при диагнозе ЗРР нужно обращаться в первую очередь.

В современном обществе существует парадокс: проблема речевого развития начинает волновать родителей в определенный момент, но при этом сам ребенок как личность воспринимается родителями гораздо позже. И это может выступать как одна из возможных причин задержки речевого развития у ребенка. И поэтому-то, собственно, возникают проблемы своевременного формирования речи у ребенка.

До года ребенок уже должен пройти несколько этапов речевого развития: гуление, лепет, лепетные слова, произношение слогов, звукоподражание.  Но важно при этом, чтобы ребенок эмоционально реагировал на родителей, на их присутствие. И если такого поведения не наблюдается, то это уже веский повод обратиться за профессиональной помощью к нейропсихологу. Паниковать при этом не стоит, но важно лишь не упустить момент. В принципе речевое развитие — это индивидуальный вопрос. И нужно понимать исходные данные, которые мы имеем с конкретным каждым ребенком.

Чаще всего, мамы и папы начинают замечать и относится к положению дел как к проблеме, когда к двум годам замечают, что у ребенка до сих пор  не появились первые слова, отсутствует реакция на просьбы взрослых.
Взрослые должны понимать, что речь не формируется сразу говорением. Есть несколько до-речевых этапов, которые определяют понимание речи. Таким образом есть пассивная речь. Если ребенок уже понимает  пассивную речь, то в два года ребенок должен выполнять двойную инструкцию: “Возьми игрушку, дай ее мне”. Это двуглагольная инструкция.

Если ребенок такую речь понимает, то это значит, что речь у него присутствует, но она пока находится не в активной фазе. В таком случае родителям нужно просто давать малышу больше возможности говорить и стимулировать его речь, заниматься с ребенком, обратиться за рекомендациями к нейропсихологу, детскому психологу, логопеду.

Многие родители не воспринимают маленького ребенка как личность и не беседуют с ним. Это одна из распространенных современных проблем. В последнее время, к сожалению, все чаще замечается, что дети общаются не с мамами и папами, а с телефонами и телевизором. Когда у родителей возникает такого рода проблема, как задержка речевого развития у их малыша,  они приходят к специалистам и хотят каких-то волшебных упражнений, каких-то чудодейственных таблеток, чтобы их ребенок заговорил быстро и  правильно. Но почему-то они не всегда понимают, что в таких ситуациях в первую очередь ребенку нужны мама и папа, живое общение, внимание.

Большинство детей становятся удобными в тот момент, когда у них в руках есть заветный гаджет.

Согласитесь, что большинство детей становятся удобными в тот момент, когда у них в руках есть заветный гаджет. Они сидят себе спокойно и не тревожат родителей. Мама за это время успевают приготовить обед, сделать свои домашние дела. Однако в доречевой период ребенок должен активно двигаться, манипулировать игрушками, брать их в рот, бросать, ощущать их запах, слышать звуки так далее. И если ребенок развивается согласно нормам, то в какой-то момент речь возникает вслед за всеми этими действиями. Если же ребенок прикован к гаджету, то родители должны прекрасно понимать, что в этом случае речи от малыша можно и не услышать своевременно.

Давайте разберем на конкретном примере разницу между гаджетами и живым общением. Когда  у ребенка в руках мячик или резиновая кукла, то между этой куклой и ребенком есть коммуницирующие звено — мама, которая учит ребенка говорить, воспринимать, анализировать информацию, формулировать свое мнение.

Она говорит малышу: “Это мячик, он красный, маленький или большой….”Это кукла, она красивая, ее зовут Маша” . Но когда перед ребенком не мячик, а экран гаджета с мячиком, то коммуницирующее звено выпадает. Ребенка никто не учит и не разговаривает с ним, не ведет познавательный диалог. Запомните, уважаемые родители, что гаджеты не учат, а мешают учиться говорить.

Автор: Габышева В.А.

Кстати, у нас есть запись семинара на тему Влияние электронных гаджетов на детей!