Главная задача родителей: помочь ребенку стать самостоятельным и уверенным в себе. И когда приходит время, двухлетний малыш начинает проявлять желание делать все самостоятельно, высказывая родителям требование “Я сам!”. Эта инициатива позволяет ребенку многому научиться на личном опыте. В этом случае следует запастись терпением и помнить, что самостоятельность — неотъемлемая часть познания окружающего мира.

Стоит объективно оценивать возможности ребенка, следить за уровнем его развития. Важно дать малышу сделать что-либо самостоятельно, и только если ребенок не справится один, предложить ему свою помощь.

Вы должны способствовать его самостоятельности. Как это сделать? Например, когда малыш приучается к горшку, стоит выбирать для него такую одежду, которую он легко сможет снять сам и надеть без посторонней помощи.

Разрешить малышу самому раскладывать одежду по ящикам и полкам. Помимо того, что в таким образом ребенок проявляет свою самостоятельность, он еще учится развивать память, внимание и координацию движений.

Если малыш проявляет инициативу самостоятельности не совсем правильно (плачет, если что-то не получается; истерит, если сразу не получает желаемого результата), то в таком случае объясните и продемонстрируйте ему, что вы всегда готовы прийти на помощь, при этом он тоже может принять посильное участие в выполнении задачи. К примеру, если у малыша не получается завязать шнурки, то сделайте это сами, попросив его внимательно проследить за движением ваших рук. Или же скажите ему: “Ты надень ботинки, а я завяжу шнурки”. В таком случае ребенок не будет чувствовать себя беспомощным.

Чтобы приучить ребенка делать все вовремя, предупреждайте его заранее, сколько времени у него есть на выполнение задания. Можно использовать при этом таймер. Не забывайте об игровой форме: “Давай-ка посмотрим, сможешь ли ты надеть ботинки до того, как сработает таймер? Успеешь ли ты?”.
Любознательность и стремление ребенка выполнять новые задачи должны поощряться. Необходимо предупредить ребенка, что если с первого раза не удалось достичь желаемого, то не стоит отчаиваться, ведь умение приходит с опытом.

Не стоит воспринимать желание малыша все делать самому как каприз. Нужно рассматривать это как стремление к независимости и самостоятельности. Хвалите ребенка за то, что он проявляет инициативу и старательность.

Пока малыш приобретает необходимые навыки и учиться быть самостоятельным, нужно быть терпеливыми и не наказывать за то, что у него не получилось, например, налить воду в стакан. Он нечаянно пролил на стол? В следующий раз подскажите, как сделать это правильно. Не заостряйте внимание ребенка на ошибках и неудачах. Цените стремление малыша к самостоятельности и помогайте ему в этом. Стремление к самостоятельности часто сопровождается капризами и истериками. И в этом случае вы должны вести себя грамотно, чтобы малыш видел перед собой положительный пример и навсегда отказался от подобного поведения. Как это сделать? Узнайте на семинарах, посвященных этой актуальной проблеме, которые ежемесячно проходят на базе Института семейной жизни “Источник”. Запишитесь на семинар по этой ссылке и измените погоду в своем доме — с дождей на солнце!

 

Автор: Габышева В. А.