В каких случаях стоит опасаться задержки речевого развития у ребенка? Какие приемы и способы профилактики этого недуга можно использовать родителям каждый день? Всё ли вы знаете о правильном формировании речевой функции малыша?  Эта публикация посвящена самым распространенным мифам, которые касаются речевого развития ребенка.

Итак, мифы, которые помогут или помешают правильному речевому развитию вашего малыша:

Миф № 1. Беседы будущей мамы с животиком никак не влияют на последующее речевое развитие малыша.

Общаться с животиком приятно и полезно. Во время таких бесед малыш привыкает к голосу мамы, а у той, в свою очередь, устанавливается прочная эмоциональная связь с ребёнком. Поэтому, кстати, разговаривать с животиком полезно и папам.

Начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет.

10 – 11 недель – период, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, и не только чувствовать, но и реагировать на это: если ему что-то не нравится, то он может отвернуться.  20-недельный ребенок уже может проявлять свой характер. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения.

Известно, что детям в утробе мамы больше нравится мелодичная музыка. На шестом месяце беременности у малыша развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу. Так что хочу обратить ваше внимание, что общаться и обращаться в утробе матери есть к кому.

Более того, это маленькое чудо ждет общения, а иногда активно добивается. Например, очень часто можно услышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст.

 

Миф № 2. С детьми до года не имеет смысла разговаривать, ведь они ничего не понимают…

По ошибке многие взрослые придерживаются мнения, что до года малютка не понимает речь, а поэтому говорить с ним не имеет смысла. Это суждение ошибочно. Уже в возрасте 4 месяцев младенец откликается на обращение к нему и реагирует на мамин голос, пытаясь отвечать гулением. Это норма речевого развития ребенка. К 6 месяцам малыш уже понимает интонацию взрослого и узнает слова, которые часто слышит. Конечно, чем больше вы будете разговаривать с ребенком, давая ему возможность следить за своей артикуляцией, слышать разные слова и сопоставлять их с предметами и действиями, тем лучше он начнет вас понимать и быстрее заговорит сам.    

 

Миф № 3. Отличный способ общаться с малышом — говорить на его языке.

Некоторые взрослые сюсюкаются с младенцами и передразнивают малышей постарше, когда те не произносят какие-то звуки. Возможно, это выглядит мило, но важно, что этот прием вредит развитию речи ребенка. В таких случаях дети привыкают к неправильному произношению.

 

Миф № 4. Все дети начинают говорить в одном и том же возрасте.

Это ещё один миф, который заставляет лишний раз нервничать родителей.  Развитие речи у ребенка — процесс индивидуальный, и у каждого малыша он проходит по-своему. Насторожить должны только грубые нарушения речи, а также явное отставание речевого развития от возрастных норм.

 

Миф № 5.  Речь — это только полноценные слова и предложения.

Не стоит от ребенка сразу ждать четкой и правильной речи, богатого лексикона и активной речевой позиции. Взрослые не должны забывать, что речи предшествует предречевой период, в котором есть этап гуления, лепета, лепетных слов и  так далее.

 

Миф № 6. Часто дети молчат до 3 лет, а потом вдруг сами начинают говорить внятно и правильно.

Часто в таких ситуациях успокаивают рассказы родственников и знакомых о том, как чьи-то дети внезапно заговорили после 2–3 лет самостоятельно. Хочу предостеречь родителей, что зачастую в подобных случаях игнорирование проблем с развитием речи у малыша может привести к серьезным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендую при проблемах с речью обращаться за помощью к специалисту. 

 

Миф № 7. Малыш начинает хорошо говорить в детском садике.

Многие родители возлагают большие надежды на детский сад, мол пойдет в детское учреждение и в коллективе быстрее освоит речь. Какая-то доля правды в этом есть — оказавшись среди более говорливых сверстников, малыш начинает брать с них пример и учится у них. Но если ребёнок идёт в детский сад и вообще не говорит или лепечет что-то невнятное, то, к сожалению, проблем и неловких ситуаций не избежать. Во-первых, он элементарно не сможет объяснить воспитателю, что ему нужно. А во-вторых, адаптация в коллективе у таких детей проходит сложнее и длительнее, так как сверстники тоже не понимают ребенка и не дружат с ним.  

 

Автор статьи: Габышева В. А.