Одно из самых распространенных речевых нарушений у детей является дислалия. По последним данным, около 50% дошкольников в возрасте 5-6 лет страдают от этого недуга. Среди младших школьников дети с дислалией встречаются в 20% случаев. Что это за заболевание и как можно от него избавиться?

Дислалия — это речевое нарушение, которое характеризуется нарушением нормированного произношения и употребления звуков речи. При этом у ребенка нет органического поражения центральной нервной системы, и функционирование органов слуха находится в пределах нормы. При дислалии наблюдается отсутствие, смещение, замена или искажение звуков в устной речи ребенка.

В зависимости от причин возникновения недуга дислалию классифицируют на механическую (органическую) и функциональную.

Для механической дислалии характерны дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата, а для функциональной формы заболевания —  социальные факторы либо обратимыми нейродинамические нарушения в коре головного мозга.

При этом также разделяют функциональную дислалию на моторную и сенсорную. Их различие заключается в том, что моторная дислалия возникает в результате нейродинамических сдвигов в центральных отделах речедвигательного анализатора, а сенсорная обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. То есть при первой форме функциональной дислалии наблюдается неточность и недифференцированность движения губ языка, что вызывает искажение произносимых звуков, а при второй форме заболевания затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от того, какое количество звуков нарушается во время их произношения, дислалия может быть простой (в случае, когда неправильно произносятся 1-4 звука) и сложной (при неправильном произношении более 4 зуков).

О мономорфной дислалии говорят в случаях, когда нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих).  Если наблюдается нарушение разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно), то в таком случае речь идет о полиморфной дислалии.

Искажение произношения различных звуков при дислалии принято обозначать специальными терминами:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот.

Причины дислалии у детей могут быть связаны с особенностями строения речевого аппарата. Органические нарушения возникают у тех детей, у которых- короткая уздечка языка и верхней губы; чрезмерно толстые губы; дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким); слишком большой или, наоборот, маленький язык; неправильный прикус;  малоподвижная верхняя губа. Встречаются причины дислалии, не связанные с с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за подражания чьему-то неправильному говору; педагогической запущенности; неправильной культуры речи в семье неумения держать язык в правильном положении; недоразвитости фонематического слуха; быстрых переходов языка от одного движения к другому.

Диагностическое обследование дислалии  заключается в нейропсихологическом и логопедическом подходе. Нейропсихолог выяснит первопричину болезни, при этом специалистом будут учитываться особенности течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Только поэтапная комплексная коррекция заболевания может дать положительный  результат. Специалисты центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” рекомендуют следующие эффективные, безмедикаментозные и безболезненные  методы коррекции при дислалии:
Телесный интеллект
Логосистем
БАК Синхро-С
Микрополяризация
Томатис
Коррекционные занятия с логопедом
Массаж
Дэнас-терапия.

 

Автор: Габышева В. А.