Задержка в развитии у детей – острая проблема для многих современных родителей.
Некоторые специалисты не могут объяснить причины возникновения многих недугов, но с точки зрения нейропсихологии можно объяснить все процессы. Предлагаем Вам рассмотреть коррекцию отклоняющегося развития детей с помощью принципов нейропсихологических и психологических методов, телесно-ориентированной терапии, аппаратного и логопедического направления.

При постановке диагноза и определения спектра проблемных и сильных сторон ребенка очень информативна будет нейропсихологическая диагностика. Она позволяет определить причины нарушений и выявить, какие именно пути решения для ребенка наиболее приемлемы и эффективны в каждом конкретном случае.
Обозначим и проанализируем каждую разновидность задержки развития ребенка. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек:

ЗРР – задержка речевого развития
ЗПРР – задержка психоречевого развития
ЗПР – задержка психического развития
ЗМР – задержка моторного развития
ЗПМР – задержка психомоторного развития

 

Задержка речевого развития или ЗРР

Основой развития ребенка можно считать речь. Если речевое развитие малыша соответствует норме, то можно сделать вывод о том, что он правильно воспринимает информацию из окружающего мира и имеет возможность взаимодействовать с другими людьми. Однако, если у ребенка есть проблемы с речевым развитием, то это уже серьезный повод для родителей обратиться за помощью к специалистам: нейропсихологу, психологу, логопеду.

Конечно, каждый ребенок растет и развивается по своему определенному графику, который может несколько отличаться от развития другого малыша. Но существуют общепринятые нормы, по которым можно определить, находится ли развитие ребенка в пороге нормы или нет. Итак, в каком случае родителям стоит бить тревогу и когда нужно обращаться к специалистам для диагностики и выявления возможных отклонений?

Подробно нормы описаны в данной таблице:

Возрастной период Показатели нормы
Годовалый ребенок Словарный запас обычно состоит из десятка слов типа «мамы-бабы»

В этом возрасте малыш знает названия многих предметов и выдает реакцию на фразы типа «помаши ручкой», «иди к маме»

Двухлетний ребенок Речевое развитие ребенка значительно прогрессирует, он способен оперировать словарем уже из 50-100 слов. В этом возрасте малыш складывает из них простые фразы «я пошел», «дай кисю».
В два с половиной года Количество слов, которые способен произнести ребенок, обычно удваивается, появляются звукоподражания
В три года Все здоровые дети могут выдавать короткие рассказы, говорить длинными фразами так, чтобы другие понимали, о чем идет речь

 

Таблица с показателями отклонения от нормы речевого развития ребенка:

Возрастной период Показатели отклонения
В 4 месяца ребенок не проявляет признаков коммуникации в виде улыбок, не дает обратной связи на обращение к нему
В 9 месяцев малыш молчалив и не проявляется первичных речевых признаков в виде гуления и лепета
В полтора года возникают проблемы с названиями окружающих предметов, он не отзывается на собственное имя, не говорит даже самые простые слова
В два с половиной года либо не говорит, либо владеет очень малым количеством слов, произносит их непонятно, в его речи отсутствуют простейшие предложения
В три года речь ребенка однообразна, монотонна, непонятна, видно, что он не мыслит, когда произносит слова или фразы, а просто механически повторяет их

 

Родителям важно знать, что чем раньше выявляются возможные отклонения, тем легче и быстрее будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников в речевом развитии.

Как правило, соответствующий диагноз ставится в раннем возрасте. Специалисты Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” точно определяют, на каком этапе развития находится ребенок и в индивидуальном порядке подбирают программу по коррекционной и развивающей деятельности.

Виды задержек речевого развития у детей:

ЗРР, возникшие в результате поражения центральной нервной системы: афазия, алалия, дизартрия.
ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями центральной нервной системы: заикание, мутизм, сурдомутизм.
ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата: ринолалия, механические дисплазии.
Все остальные виды задержки речевого развития возникают вследствие перинатальных, педагогических и  других проблем.

 

Каковы основные причины ЗРР у детей?

Среди основных причин возникновения ЗРР называют следующие:

  • Перинатальные патологии;
  • Различные родовые травмы;
  • Наследственность;
  • Психические отклонения;
  • Болезни головного мозга;
  • Проблемы со слухом;
  • Травмы головы;
  • Отклонения в развитии артикуляционного аппарата и мускулов лица.

Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное обследование у специалистов Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”.

 

Как лечить ЗРР?

Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующую коррекционную деятельность и в некоторых случаях успешно избавиться от них.
Центр “Нейротори” предлагает сочетать следующие методы: телесно-ориентированную терапию, аппаратное направление, нейропсихологические, психологические и логопедические методики.

 

Чем опасно ЗРР?

Задержка речевого развития, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями:

  • отставанием от сверстников;
  • проблемы с коммуникацией;
  • возникновение задержки психического развития;
  • проблемами с учебой;
  • проблемы с дальнейшим получением профессии.

Поэтому основная задача родителей детей с ЗРР – вовремя заметить проблему и обратиться за квалифицированной помощью специалистов Центра “Нейротори”.

 

Задержка психоречевого развития – ЗПРР

Если своевременно не скорректировать задержку речевого развития, то со временем эта патология может перерасти в более сложную проблему и стать задержкой психоречевого развития, ведь отклонения в речевом развитии затормаживают нормальное функционирование мыслительных процессов ребенка.
При этом наблюдается и обратная связь – проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку.
По статистике последнего десятилетия, сегодня каждый пятый ребенок имеет те или иные формы ЗПРР.
Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы и при необходимости незамедлительно обратиться за профессиональной помощью.

Основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития:

В 4 месяца у малыша отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты, не улыбается.
9-12 месяцев ребенок не произносит лепетные слова
В полтора года в лексиконе малыша отсутствуют простые слова (дай, баба)
малыш не только не произносит их сам, но и не понимает, когда их говорят другие
неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи
В 2 года ребенок все же набрал ограниченный запас простейших слов, но не схватывает на лету новые слова
В два с половиной года использует слова по отдельности, не складывает их в предложение или фразу
многого не понимает, в частности, элементарных названий предметов
В три года не понимает обращенную речь, сам  толком не говорит, не составляет предложения из слов
если и произносит слова, то делает это неправильно, скомкано, медленно, протяжно
копирует речь взрослого, слово в слово повторяя за ними фразу вместо собственного осмысленного ответа
В любом возрасте Страдает повышенным слюноотделением
Невнимателен
Агрессивен
Быстро устает
Плохо развит физически
Медленно соображает
Гиперактивен

 

При наличии таких признаков патологии, ребенку сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, посещать обычные дошкольные и учебные учреждения. Страдает психоэмоциональная сфера ребенка.

Причинами ЗПРР являются различные болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременности, гипоксия в перинатальном периоде, тяжелое протекание родов, инфекционные заболевания в раннем возрасте, наследственность.

Заболевания, которые могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка:
Все болезни, связанные с центральной нервной системой

  • Эпилепсия
  • Детский церебральный паралич – ДЦП
  • Опухоль головного мозга и, как следствие, гидроцефалия
  • Ишемия головного мозга
  • Повышенное внутричерепное давление
  • Различные патологии сосудов головного мозга
  • Ликвородинамические нарушения головного мозга
  • Лейкодистрофия головного мозга

Также задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм.

 

Как бороться с задержкой психоречевого развития?

Малышу С ЗПРР рекомендуется комплексный подход в виде аппаратной терапии, телесно-ориентированной терапии, психологических сеансов, логопедических упражнений.
Главное – пройти своевременную нейропсихологическую диагностику и как можно раньше приступить к терапии.

 

Задержка психического развития у детей

ЗПР — это недуг, для которого характерно отставание в развитии памяти ребенка, его внимания, мышления, а также проблемами в формировании эмоционально-волевой сферы.
Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится ребенку в предшкольном или младшем школьном возрасте. Но специалисты Центра “Нейротори” проводят и более раннюю нейропсихологическую диагностику, на которой можно выявить предпосылки отклонений.

Причины ЗПР — это отклонения биологического и социального характера. Они представляют собой тот же список, что и при ЗПРР.
По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии?
Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возрастной нормы. Он не может обслуживать себя самостоятельно – обуваться, одеваться, чистить зубы и т.д.

Определить возможные признаки ЗПР специалист “Нейротори” может уже в первый год жизни ребенка.
Как правило, дети с ЗПР необщительны, замкнуты, практически не общаются со сверстниками. Они могут проявлять агрессию, тревожность, нерешительность.
При своевременной диагностике и правильно подобранной терапии есть шанс вылечить ребенка с ЗПР.

Если же родители не обратились или поздно обратились за квалифицированной помощью, то признаки задержки психического развития остаются у ребенка и к окончанию младших классов (с 1 по 4), врачи уже могут поставить ему диагноз “умственная отсталость”. При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми.

 

Коррекционные методы при задержке психического развития

Терапия при ЗПР длительна, требует много времени и большого терпения. Но борьба с недугом имеет смысл, так как ЗПР при грамотном комплексном подходе специалистов Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” поддается коррекции.
Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы нейропсихологов, педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Безмедикаментозные и безболезненные методы Центра эффективны и позволяют добиться хороших результатов в борьбе с недугом. В каждом конкретном случае курс коррекции подбирается индивидуально.

 

Задержка моторного развития

ЗМР — это вид отклонений, который проявляется уже на первом году жизни ребенка. И диагностировать данное заболевание нейропсихолог Центра “Нейротори” может в раннем возрасте малыша.
Явными признаками недуга являются следующие отклонения: ребенок не держит голову, не сидит, не стоит, не ходит в положенный срок, согласно общепринятому плану развития детей.

Причины задержки моторного развития:

  • Наследственные факторы.
  • Состояние здоровья родителей.
  • Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери.
  • Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы.

 

Симптомы ЗМР:

 

В 1 месяц малыш не держит голову или держит ее меньше положенных 30 секунд
В 2 месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры
В 3 месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки
В 4 месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе
В 5 месяцев малыш не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом толком не держит голову
В 6 месяцев не интересуется игрушками
В 7 месяцев не сидит даже при помощи взрослого
В 8 месяцев не ползает задом
В 9-10 месяцев неуверенно сидит, плохо ползает, не может долго стоятьу опоры
К концу 1-го года жизни не совершает даже и двух шагов
В 2 года словарный запас не превышает 10 слов
В 3 года плохо говорит, часто падает, не интересуется играми, свойственными его возрасту

Все вышеперечисленные признаки ЗМР являются серьезным поводом для родителей обследовать ребенка и обратиться за квалифицированной помощью в Центр “Нейротори”.

 

Как бороться с задержкой моторного развития

Чтобы малыш с ЗМР в будущем мог жить полноценно и развиваться гармонично, ему требуется своевременная квалифицированная помощь специалистов Центра “Нейротори”.
Телесно-ориентированная терапия, аппаратные методики, нейропсихологические, психологические и логопедические способы коррекции помогают эффективно бороться с ЗМР.

 

Задержка психомоторного развития

ЗПМР — это отклонение, которое характеризуется двигательными и психическими нарушениями в развитии ребенка.
Нередко они могут протекать без повреждения головного мозга и при отсутствии неврологических проблем. В таком случае отклонения в психомоторном развитии легко корректируются правильным уходом за ребенком, соответствующими занятиями с ним.
Если же задержка психомоторного развития вызвана повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами, и справиться с такой задачи могут только опытные профессионалы.

ЗПМР появляется в результате:

  • Генетической предрасположенности ребенка к недугу;
  • Отклонений, возникших во время беременности;
  • Родовых травм и отклонений;
  • Тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем возрасте.

Важную роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор:

  • педагогическая запущенность ребенка;
  • недостаток внимания и любви со стороны родителей;
  • плохие условия жизни;
  • неполноценное питание и т.п.

При коррекционной и реабилитационной деятельности для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа восстановления, при этом учитываются все особенности малыша.

Многие недуги, которые медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются в Центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”. И все виды задержек, о которых шла речь выше, не исключение.

Если ваш малыш страдает подобным недугом, то не теряйте драгоценное время! Запишитесь на нейропсихологическую диагностику в наш Центр и подарите своему ребенку шанс на полноценную жизнь!

 

Автор: Габышева В.А.