Практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе возникают проблемы с успеваемостью или поведением. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подойти к его решению с точки зрения нейропсихологии.  

Нейропсихология — это наука, которая находится на стыке нескольких дисциплин: психологии, неврологии и логопедии. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций (память, мышление, внимание, воображение, восприятие) и их зрелость.

По мнению многих людей, готовность или неготовность ребенка к школьным будням можно определить лишь по внешним признакам: физическое развитие, умение или неумение читать/писать/считать, самостоятельность и уровень социокультурного развития. Однако при поступлении в школу очень важно учитывать и психоэмоциональное состояние будущего ученика, и развитие его высших психических функций, а также его речевое развитие и когнитивные способности. Только на основании всех этих факторов можно делать выводы о том, насколько ребенок готов или не готов к школьной жизни.

Правомерно возникает очень большое количество вопросов, касающихся развития детей. Сколько времени они проводят на свежем воздухе? Играют ли в подвижные игры? Как выстраивают свои отношения со сверстниками? Как реагируют на критику и замечания? Насколько самостоятельны в быту?

Остается неоспоримым факт о том, что в подвижные уличные игры дети сейчас играют не так часто, как хотелось бы. А между тем подобные активные занятия способствуют развитию ловкости, скоординированности движений, контролю своего поведения. Подкорковые структуры мозга в этот момент насыщаются кислородом, формируют карту своего тела. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. У него формируются межполушарные взаимодействия. Кроме того, он учится выстраивать отношения с окружающими людьми, выражать свое мнение и оценивать поведение других. Все эти навыки, бесспорно, влияют на школьную успеваемость ребенка и его самореализацию в будущем.

Нервозное поведение, агрессия, манипуляции, капризы и импульсивность стали нормой в поведении современных детей. Плохую успеваемость, проблемы с запоминанием школьного материала, повышенную утомляемость, конфликты с учителями и одноклассниками родители, как правило, зачастую списывают на обычную лень.  Но так ли это? Дело в том, что если ребенку не удастся раскрыть и развить свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал в дошкольном периоде, то в школьном возрасте ему не удастся реализовать себя в полной мере. И взрослые должны ему в этом помочь — вовремя обратиться за помощью к нейропсихологу и не оставаться в стороне. Особое внимание в этом случае стоит уделить детям с задержками в развитии.

 

Автор: Габышева В. А.