Речевое развитие каждого ребенка индивидуально. Однако существуют общепринятые нормы развития речи, на которые родителям стоит обратить внимание.

Поставить самостоятельно такой диагноз, как задержка речевого развития, мамы и папы, конечно, не могут. В случаях, когда ребенок не заговорил вовремя, родителям не стоит полагаться на свои умозаключения и необъективные наблюдения; им необходимо незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью. Диагноз «задержка речевого развития» ставится исключительно на основании комплексного обследования ребенка у врачей-специалистов: нейропсихолога, невролога и логопеда.

Существует несколько ошибочных убеждений, касающихся речевого развития детей. Итак,

Миф №1: Беременность и роды не оказывают влияние на речевое развитие ребенка в будущем.

Возникновению нарушений речевого развития способствуют токсикозы, хронические и острые заболевания матери, резус-конфликт матери и ребенка, наличие вредных привычек у женщины, стрессовые ситуации и травмы, стремительные или затянувшиеся роды.

Миф №2: Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики рук не влияют на речевое развитие малыша.

На формирование и улучшение качества детской речи активно и положительно влияет развитие мелкой моторики. Двигательные зоны пальцев рук в коре головного мозга имеют довольно обширное представительство и тесно связаны с речевыми зонами. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Таким образом, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития малыша.

Миф №3:Не стоит паниковать, ведь “всему свое время”.

Подобное ошибочное убеждение многих родителей очень часто приводит к плачевным последствиям. Тот факт, что при наличии определенных признаков нарушения речевого развития у ребенка многие родители игнорируют их и не спешат обращаться за помощью к специалистам, способствует ухудшению положения дел. Важно понимать, что чем раньше начата корректировка проблемной речи, тем больше шансов на успех.

Миф №4: Ребенок заговорит сам.

Некоторые папы и мамы рассчитывают на то, что их ребенок заговорит  самостоятельно в 3-4 года. При этом они часто ссылаются на примеры среди родственников или знакомых, чьи дети начинали спонтанно разговаривать. Может ли ребенок, у которого практически отсутствует речь, внезапно заговорить в возрасте 3-4 лет? Случаи, когда ребенок молчал, а потом вдруг правильно заговорил, крайне редки.  Как правило, рано или поздно у таких детей все равно выявляются те или иные речевые нарушения, а в будущем это может негативно отразиться на школьной успеваемости. Некоторые речевые навыки самостоятельно освоить ребенку очень сложно. Для постановки речи и исправления ошибок нередко может потребоваться помощь специалиста, поэтому не стоит терять время.

Миф №5: Речевые проблемы разрешатся, когда ребенок пойдет в детский сад.

Многие родители убеждены, что общение со сверстниками в детском саду способно стимулировать речь ребенка. Однако, при таких предположениях, не стоит упускать из виду тот факт, что практически для каждого малыша смена привычной обстановки и адаптационный период в новом коллективе дается непросто. И если ребенок имеет проблемы с речевым развитием, то для него этот период особенно сложный. Важно не усугубить ситуацию, чтобы ребенок не замкнулся в себе.  Именно поэтому своевременное обращение за профессиональной помощью способно предотвратить нежелательные последствия.

Миф №6: Мальчики начинают позже говорить, чем девочки.

Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Некоторые обуславливают это тем, что речевой центр головного мозга у мальчиков развивается медленней. Однако, это не совсем так. На самом деле речевой центр мальчиков имеет чуть меньший объем, чем у девочек, но этот факт никак не сказывается на темпах речевого развития. У девочек, как правило, более развита речевая активность. Мальчики могут быть менее многословными, и употребляют меньшее количество «лишних» слов.

Миф №7: Заикание не лечится.

Сегодня существуют различные методы борьбы с заиканием. В Центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” созданы все условия для комплексного подхода к решению данной проблемы. Всесторонняя диагностика и эффективная терапия способствуют избавлению от этого речевого нарушения.

Главное — вовремя обратиться за квалифицированной помощью.

 

Автор: Габышева В. А.