В России около 1% детей дошкольного возраста и 0,6% школьников страдают таким расстройством, как алалия. При этом отмечается, что этот недуг у мальчиков встречается  в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия — заболевание, при котором наблюдается грубое недоразвитие или полное отсутствие речи. Нарушение  вызвано органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, которые произошли во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни малыша.

Для алалии характерны позднее развитие речи, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и фонематических процессов, а также изначальное отсутствие или резкое ограничение экспрессивной или импрессивной речи.

Исходя из механизмов и степени нарушения речи специалисты разделяют алалию на сенсорную и моторную.

Причиной возникновения моторной формы алалии является раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. Малыш способен понимать чужую речь,  но при этом у него не развивается собственная речь.

Симптомами моторной алалии являются следующие проявления:
— двигательные расстройства: неловкость, недостаточная координированность движений, слабое развитие моторики пальцев рук.
— трудности с овладением навыками самообслуживания;
-нарушение памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы;
— гиперактивность либо заторможенность;
— скудный словарный запас, нарушение формирования связной речи;
— сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Сенсорной алалии предшествует поражение коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). Для этой формы заболевания характерно нарушение высшего коркового анализа и синтеза звуков речи. Поэтому при нормальном физическом слухе ребенок не понимает речь окружающих.

К признакам сенсорной алалии специалисты относят следующие симптомы:

  • нарушенное понимание смысла обращенной речи;
  • повышенная восприимчивость к шумам и звукам;
  • эхолалия, использование в речи бессмысленных звукосочетаний и слов, бессвязная речь;
  • активное использование мимики и жестов;
  • при тяжелой форме наблюдается отсутствие понимания речи;
  • плохо развитый фонематический слух;
  • ребенку с трудом удается удерживать внимание, часто отвлекается;
  • импульсивность, хаотичность поведения либо инертность, замкнутость.

На практике у детей чаще всего диагностируется смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи, что приводит к дисграфии и дислексии. Ребенок с признаками данного диагноза нуждается в консультации детского невролога, нейропсихолога,  логопеда, детского психолога, отоларинголога.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития, также проводится диагностика устной речи.

Коррекция и лечение алалии должны носить комплексный характер. Отмечается, что при таком недуге важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).

В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” созданы все условия для точной диагностики и результативного лечения алалии у детей любого возраста. Аппаратные, телесно-ориентированные, нейропсихологические и психологические методы коррекции и восстановления давно доказали свою эффективность. Квалифицированные сотрудники центра не только помогут ребенку, но и окажут поддержку родителям, дадут действенные рекомендации и научат правильно восстанавливать здоровье малыша.

 

Автор: Габышева В. А.