Заикание — это нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Признаками заикания также является частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, то есть в период наиболее интенсивного развития фразовой речи. Отчего это происходит?
В этот период у детей наблюдается активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. К тому же у маленьких детей еще отсутствуют прочные тормозные реакции. Умение сдерживать свои порывы появляется у них в дальнейшем под влиянием воспитания.

Поэтому не удивительно, что малейшее нарушение в работе нервной системы маленького ребенка может отразиться именно на его речевой функции и именно в виде судорожности.
Усиление заикания у детей обычно наблюдается в период их школьного обучения, особенно в первый год, а затем в период их полового созревания.
Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

На усложнение заикания влияют, с одной стороны, психофизические особенности ребенка-школьника: смена зубов, рост сознания и самооценки, период полового созревания. С другой стороны, на усиление заикания у детей оказывает влияние школьная среда: школьная обстановка, программа обучения, успеваемость и пр. Имеет значение и усложнение деятельности ребенка в школьный период, в том числе и речевой: особенности отношений с учителем, со сверстниками и коллективом в целом — все это в некоторых случаях также неблагоприятно отражаются на речи заикающегося школьника.

По статистике, заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3 раза. По мнению некоторых исследователей, это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария женского мозга по сравнению с мужским головным мозгом.

Распространенность заикания в России среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст. При своевременной диагностике и правильных методах коррекции и лечения по мере взросления этот недуг проходит, и поэтому от него страдает лишь около 1-3% взрослого населения.
В возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи, социально-бытовые условия, перенесенные психические травмы. Факт развития заикания зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Классификация заикания зависит от вида нарушения дыхания или работы артикуляционных мышц, типа течения заболевания, степени тяжести и формы заикания. Различают три степени заикания: легкая (когда симптомы проявляются лишь при быстром произношении слов), средняя (когда изменение в речи возникает в момент сильного эмоционального состояния) и тяжелая (заикание присутствует в речи постоянно). По типам течения заикание делится на волнообразное (когда речевой дефект то усиливается, то пропадает), постоянное и рецидивирующее (когда заикание может вернуться после полного исчезновения). Также специалисты различают неврозоподобное (расстройство артикуляции и моторики) и невротическое (в результате психической травмы) заикание. Классифицируют заикание и на такие формы, как клоническое, тоническое и смешанное (клонико-тоническое). Тонические нарушения проявляются временным или длительным толчкообразным спазмом мышц. А клоническое — равномерное повторение одних и тех же судорожных движений. Формы нарушения дыхания при заикании подразделяют на дыхание с судорожным вдохом, дыхание с судорожным выдохом и дыхание с судорожным вдохом и выдохом

При помощи данной классификации врач может определить, какой дефект речи есть у человека, спрогнозировать течение и выбрать эффективное лечение именно для данного пациента.

В Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” для каждого ребенка подбирается индивидуальный маршрут к здоровой и красивой речи. Эффективность комплексного лечения заикания может включать в себя аппаратные и телесно-ориентированные методы, безболезненные и безопасные.

Специалисты центра имеют большой опыт и точно знают, как помочь вашему ребенку.

 

Автор: Габышева В. А.