Дислексия — это специфическое нарушение, которая выражается неспособностью овладеть навыками чтения.

При дислексии ребенок во время чтения пропускает буквы, слоги, переставляет их местами. Темп чтения при наличии данного нарушения очень медленный. Чаще всего признаки дислексии становятся явными в начальных классах. У школьника возникают проблемы с пониманием текста,  также может присутствовать зеркальное чтение.

Кроме очевидной симптоматики нарушения, у ребенка могут наблюдаться и другие сопутствующие признаки дислексии: церебрастения, психический инфантилизм, нарушение развития и темпа речи.

Очень часто дислексия является врожденным расстройством, при котором способность читать изначально сформировано искажено.  В таком случае речь идет о биологических причинах возникновения недуга. Например, когда во внутриутробном периоде ребенок получил травму, которое способствовало нарушению работы головного мозга и истощению нервной системы. В результате функционирование отделов головного мозга, которые отвечают за умение читать, нарушается.  

Если же изначально у ребенка не возникало проблем с чтением, и дислексия является приобретенным расстройством, то речь идет о воздействии социально-психологического фактора: педагогическая запущенность, малое количество речевых контактов, завышенные требования к ребенку, быстрый темп обучения и  так далее.

 

Классификация дислексии:

  • Оптическая  (ребенок путает буквы, которые имеют графическое сходство);
  • Фонематическая (нарушена способность различать смысл фонемы);
  • Аграмматическая (нарушение грамматического строя речи, изменение в процессе чтения падежных окончаний, числа, согласования частей речи, форм и видов глаголов) ;
  • Семантическая (у ребенка возникают проблемы с пониманием содержания и смысла текста) ;
  • Мнестическая (характерна для детей, у которых есть проблемы со слухоречевой памятью; ребенок не способен запоминать буквы и часто путает их при чтении);
  • Тактильная (данная форма нарушения характерна для детей с проблемами зрения, для слепых детей).

 

Устранение такой проблемы, как дислексия,  требует терпения и индивидуального подхода к каждому ребенку.  Для определения необходимых методик по коррекции данного нарушения в каждом конкретном случае требуется специальная нейропсихологическая диагностика. При дислексии рекомендуются занятия по сенсорному восприятию, а также специальные методики по улучшению навыков чтения. Эффективность медикаментозной терапии при таком нарушении не доказана. При дислексии актуальна консультация невролога и логопеда. В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” при коррекции дислексии активно используются следующие методы:

  • Нейродвигательная коррекция поведения;
  • Нейрокогнитивная коррекция;
  • БАК Синхро-С;
  • Микрополяризация;
  • Томатис;
  • Логопедическое занятие;
  • Дэнас терапия.

 

Автор: Габышева В. А.