В норме речь дошкольника приблизительно к пятилетнему возрасту должна быть сформирована с грамматической точки зрения. В этом возрасте ребенок уже изменяет слова по падежам, числам, родам и лицам. При построении предложений малыш использует союзы и предлоги. Постепенно детская речь совершенствуется и усложняется.

Однако нередко встречаются случаи, когда ребенку не удается овладеть навыками грамотной устной и впоследствии письменной речи. Дети, страдающие аграмматизмом, не способны правильно структурировать предложения, часто пропускают слова и неверно употребляют формы слов.

Аграмматизм — это сложность в восприятии и построении предложений. Для этого нейропсихологического нарушения характерно повреждение коры головного мозга в зоне лобной и височной области, а также общим нарушением функциональности мозга и слухового анализатора. Нарушение деятельности головного мозга может быть вызвана некоторыми заболеваниями нервной системы, внутриутробными или перинатальными повреждениями головного мозга, а также в результате нарушения слуха и при наличии у ребенка таких диагнозов, как афазия, алалия, общее недоразвитие речи или умственная отсталость.

Как правило, детский аграмматизм появляется на ранних этапах формирования речи и при нарушениях слуха. Если своевременно не обратить внимание на эту патологию, то в будущем у ребенка возникнут трудности с чтением и письмом.  

К симптомам аграмматизма относятся нарушения норм развития речи. При аграмматизме ребенок овладевает фразовой речью позже своих сверстников (только к 3-4 годам). Чаще всего признаки аграмматизма становятся явными при  поступлении ребенка в первый класс. У него выявляются различные дефекты произношения слов, неправильно сформирован лексико-грамматический строй, словарный запас отличается скудностью, нарушены фонематическое восприятие и связная речь.

Специалисты определяют два вида аграмматизма: экспрессивный и импрессивный.  

Полное или частичное нарушение понимания смысла грамматической стороны воспринимаемой речи характерно для импрессивного аграмматизма. При экспрессивном аграмматизме наблюдается грамматическое оформление активной речи ребенка, неправильное использование падежей, склонений, предлогов и  так далее.

Коррекция аграмматизма предполагает использование специальных способов, которые направлены на восстановление способности ребенка грамотно формировать и структурировать речь. В Центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” специалисты используют индивидуальный подход для каждого ребенка.  Для достижения высоких результатов при данном расстройстве необходим комплексный подход, который включает в себя консультацию нейропсихолога, логопеда, логопедические упражнения, аппаратные методы и логопедический массаж.

 

Автор: Габышева В. А.