Психопатия — это психическое расстройство, для которого характерно агрессивность, импульсивность, отвержение человеком социальных норм. Соответственно, детская психопатия — нарушение поведения у детей, “тяжелый” характер ребенка и его неуправляемость. Чаще всего, это врожденный недуг.
Ребенок, страдающий от подобного расстройства, как правило, не терпит возражений, не умеет сдерживать свои эмоциональные порывы, требует немедленного выполнения своих просьб и желаний, настроение его часто и без оснований меняется. Вспышки ярости могут быстро меняться на спокойствие.
Признаки недуга у ребенка можно заметить уже в раннем возрасте, когда речь идет о неспособности ребенка выражать сочувствие и сострадание к окружающим. Для него характерно жестокое отношение к сверстникам или беспомощным животным. Такой малыш не станет раскаиваться в своих проступках и не признает вину.
На сегодняшний день большинство психологов и нейропсихологов считают, что первые признаки психопатии можно заметить по достижении ребенком трехлетнего возраста.

Причинами психопатии могут быть:
— отягощенная наследственность (важность генетического фактора несомненна, так как установлено, что нередко от психопатии страдают представители двух и более поколений одной семьи);
— вредные воздействия на организм ребенка во внутриутробном периоде и в первый год жизни (инфекции, интоксикации, наличие у матери вредных привычек);
— неблагоприятные условия воспитания ребенка и социальная обстановка в семье.

Специалисты подразделяют психопатию на астеническую, психастеническую, шизоидную, параноидную, возбудимую, истерическую, аффективную и неустойчивую. Другая классификация типов расстройства личности выглядит таким образом: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, обсессивно-компульсивное (ананкастное), тревожное (уклоняющееся) и за­висимое.

Для астенической психопатии характерны такие проявления, как ранимость, повышенная чувствительность и острая потребность во внимании и заботе к себе со стороны окружающих. Дети, страдающие этим видом психопатии, боятся расставания, неспокойно чувствуют себя в новой обстановке, боятся одиночества и быстро привязываются к людям. Они, как правило, избегают позиции лидера и ответственности, с трудом принимают самостоятельные решения.
Психастеническая психопатия характеризуется упрямством, нерешительностью, стремлением контролировать окружающее. Такие люди постоянно что-то планируют, стараются учесть все детали. Но их действия бесцельны. При этом они постоянно находятся в напряжении.

Шизоидная психопатия отличается отсутствием потребности в близких отношениях с окружающими людьми. Дети, у которых наблюдается эта форма расстройства, стараются свести все социальные контакты к минимуму, пренебрегают общими социальными правилами поведения, эмоционально холодны и отстранены, часто уходят в собственные фантазии. Они не умеют выражать как сильные позитивные чувства — радость, нежность, восторг, — так и негативные (гнев, ярость). Ребенок с шизоидной психопатией стремиться к уединению и не заинтересован в дружбе со сверстниками. В будущем такие личности не способны создать семью.

Отличительными характеристиками параноидной психопатии являются такие черты, как искаженное восприятие фактов и мнений, острые реакции на негатив окружающих, отказ в удовлетворении потребностей, подозрительность, злопамятность, чрезмерная ревность, постоянное подозрение других людей в негативных действиях. К основным признакам параноидной психопатии относятся сконцентрированность внимания исключительно на своих переживаниях, идеях; эгоизм, высокое самомнение; постоянное самодовольство. Такой ребенок зацикливается на неприятных эмоциональных переживаниях, отличается злопамятностью и неспособностью налаживать контакты среди сверстников. Ребенок с таким типом психопатии считает злейшими врагами тех, кто равнодушно к нему относится или же высказывает негативное мнение в его сторону, выражает несогласие с ним.

Возбудимая психопатия подразделяется на импульсивное и пограничное расстройство личности ребенка. Для этой формы недуга характерны импульсивность, бурное и неконтролируемое проявление эмоций, вспышки ярости и гнева, проблемы в выстраивании социальных отношений с окружающими. Импульсивный вариант возбудимой психопатии отличается от пограничного расстройства более выраженной агрессивностью, жестокостью и эмоциональной неустойчивостью и более низким уровнем контроля над собственным поведением.

Истерическая психопатия характеризуется избыточной эмоциональностью и острым желанием всегда быть в центре внимания. Эмоции у такого ребенка “театральные” — чрезмерно преувеличенные. Эгоцентризм, стремление к манипуляции другими, легкая внушаемость также являются признаками истерической психопатии.

Специалисты разделяют аффективную психопатию на три вида: гопотимный психопат, гипертимный и циклоидный. Гипотимный отличается пониженным настроением: унылый, малообщительный, мрачный, склонен к депрессии, имеет заниженную самооценку. Гипертимный психопат, наоборот, отличается позитивным настроением, завышенной самооценкой и оптимистическими взглядами на жизнь. Они очень общительны и разговорчивы, у них преобладает инициатива и предприимчивость — склонны к авантюрам. Циклоидный тип психопатии выражается в постоянных сменах, циклах настроения, от гипотимного до гипертимного и обратно.

Неустойчивая психопатия отличается стремлением подчиниться внешним влияниям. Такие дети, как правило, безвольны, слабохарактерны, легко поддаются манипуляциям и внушаемости.


Как показывает практика, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к специалистам по поводу нарушения поведения у своих детей. Большинство же родителей либо обвиняют себя в плохом воспитании своих трудных детей и пытаются сами найти выход, либо не обращают на них особого внимания, смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы заставляют родителей обращаться к специалистам.

Основой лечения всех форм психопатий является длительная психотерапия. В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” точно знают, как можно помочь таким семьям. Методику коррекции выбирают такие специалисты, как детский психолог и нейропсихолог с учетом особенностей расстройства ребенка. В большинстве случаев наиболее эффективными являются классический психоанализ, глубинная психоаналитическая терапия, различные методы. Большую роль играет целенаправленная социальная адаптация в подростковом и юношеском возрасте: поддержка при вхождении в коллектив, помощь в выборе профессии. Опытные специалисты центра уже давно доказали, что своевременная диагностика и правильно подобранные способы восстановления ребенка способны вернуть его к нормальной жизни и улучшить взаимоотношения в семье.

 

Автор: Габышева В. А.