Афазия – заболевание, для которого характерно локальное нарушение в центрах коры головного мозга. Эти структуры отвечают за речевую функцию. При афазии у детей наблюдается частичное или абсолютное нарушение восприятия речи, отсутствие правильного построения предложений, произношения слов или звуков. Как дети, так и взрослые с этим диагнозом не могут нормально выразить мысль с помощью речи.

Недуг развивается в результате поражения речевых систем центральной нервной системы в период сформированной речи. В большинстве случаев заболевание диагностируется на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Наиболее часто афазии диагностируются у детей в возрасте 3-7 лет.

Специалисты разделяют формы афазии по лингвистическим, анатомическим и психологическим критериям. Классификация афазий следующая:

  • Эфферентная моторная форма. Поражаются нижние отделы премоторной области. Инертность речевого стереотипа нарушена, ребенок не может выполнять лексические, слоговые и звуковые перестановки и повторы.
  • Афферентная моторная форма. Поражаются нижние отделы постцентральной коры. У детей и взрослых нарушается функция правильного произношения звуков.
  • Акустическо-гностическая форма. Очаг локализуется в верхней височной извилине (задняя треть). Характеризуется нарушением понимания речи собеседника.
  • Акустико-мнестическая форма. Поражается средняя височная извилина. У ребенка нарушается слухоречевая память и иногда визуальное восприятие окружающих предметов.
  • Амнестико-семантическая. Поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры. Характеризуется нарушениями памяти и непониманием сложных грамматических конструкций.
  • Динамические формы афазии. Поражаются заднелобные отделы мозга. Из-за этого ребенок не способен выражать собственные мысли.Тотальная афазия. Повреждается кора доминантного полушария. Дети и взрослые не могут говорить и воспринимать чужую речь.
  • Смешанные виды.

Диагностику при данном недуге проводят такие специалисты, как невролог, нейропсихолог, логопед. В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” специалисты оценивают способность ребенка к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии. Среди аппаратных диагностических методик используют ЭЭГ.

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем нейропсихолога и логопеда. Активация компенсаторных механизмов головного мозга происходит при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, аппаратные методы, телесно-ориентированный подход, упражнения с логопедом. Нейропсихологи центра обращают внимание родителей на то, что  детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. Главное — вовремя обратиться за профессиональной помощью.

 

Автор: Габышева В. А.