В настоящее время более чем у 5% школьников диагностируется такое нарушение, как дискалькулия. Дискалькулия — это диагноз, при котором ребенок не владеет навыками вычислительных операций, не различает цифры и плохо владеет счетом.

Эта проблема возникает еще в раннем возрасте ребенка. Чаще всего дискалькулия диагностируется у дошкольников и младших школьников. При наличии у ребенка данного расстройства, его невозможно обучить вычислительным операциям, так как головной мозг не воспринимает эту информацию.  Зачастую дискалькулия возникает у детей с генетической предрасположенностью к этому заболеванию.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга, перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Помимо того, что такие дети не могут посчитать или выполнить математические вычисления, для них очень трудно  распознать геометрические фигуры, они путают некоторые буквы, не могут определить где право и где лево, не усваивают навыки определения времени по часам.

Акалькулия — это нарушение, для которого характерны такие же признаки, что и для дискалькулии, но при этом человек утратил способность совершать операции с числами в результате травмы или болезни. То есть акалькулия — это приобретенное расстройство.

Специалисты выделяют две формы акалькулии: первичную и вторичную. Первичная акалькулия возникает при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры головного мозга. Ребенок, страдающий этой формой акалькулии, не способен понять структуру чисел, ему трудно выполнить даже самые простые математические действия, он часто путает математические знаки и символы.  Вторичная акалькулия возникает на фоне различных расстройств (амнезия, тяжелая травма головы). Человек теряет математические возможности, которыми владел ранее.

К другим основным причинам формирования нарушения являются патологические изменения в церебральной коре головного мозга:

  • Цереброваскулярная патология. Акалькулия может возникнуть при тяжелом нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), приводящей к слабоумию.
  • Черепно-мозговые травмы. Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, при котором нарушается функциональность областей коры головного мозга, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции (энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты).
  • Интоксикации. Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях.
  • Опухоли головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания центральной нервной системы: болезнь Крейтцфельдта-Якоба, болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии.

Для того, чтобы скорректировать дискалькулию или акалькулию, необходимо своевременно обратиться за помощью к нейропсихологу, который посредством специальной диагностики выявит причину заболевания и определить его степень. Нейропсихолог назначит необходимые методы коррекции по восстановлению и активизации способностей головного мозга ребенка.   Большую роль играет именно комплексный подход к решению этой проблемы.

 

Автор: Габышева В. А.