Для того, чтобы иметь возможность писать, ребенку необходимо задействовать несколько функций: речевую, восприятия информации и моторную. Когда возникает нарушение этой способности, то речь идет о таком диагнозе, как аграфия. При аграфии сохраняется моторика руки и развитие интеллекта ребенка соответствует норме.

Каковы причины возникновения аграфии? Как правило, в детском возрасте аграфия часто развивается на фоне таких нарушений, как алалия, поражение головного мозга или речевое расстройство.  

Органическое поражение коры головного мозга у ребенка может возникнуть вследствии травмы, воспалительных инфекционных процессов, негативном воздействии токсинов на мозг малыша. Риск возникновения аграфии у ребенка резко увеличивается, если во внутриутробном периоде произошло поражение головного мозга ребенка, а также если малыш перенес асфиксию или родовую травму.  

Проявляться аграфия может по-разному. Одно из самых явных проявлений аграфии является полная потеря навыков письма. К другим ярким признакам данного расстройства относится нарушение структуры слов, пропуск слогов и букв при письме. Ребенок при аграфии имеет трудности в объединении отдельных слогов в полноценные слова.  

Важно, чтобы родители понимали: нельзя игнорировать признаки аграфии или же пытаться самостоятельно их исправить. Сама по себе аграфия не исчезнет, а ребенок впоследствии окажется неприспособленным к полноценной жизни в обществе. В некоторых случаях дети с аграфией учатся в обычной общеобразовательной школе. Однако если речь идет о более серьезном уровне, то в таких случаях предусмотрено домашнее обучение и посещение занятий со специалистом.

Поставить точный диагноз и определить индивидуальный курс коррекции может только специалист. Для определения первопричины ребенку необходимо пройти неврологическую и нейропсихологическую диагностику, также очень информативной является аппаратная диагностика (например, электроэнцефалограмма). При коррекции аграфии действенными будут занятия с логопедом, неврологом, нейропсихологом.

 

Автор: Габышева В. А.