Все мы хотим, чтобы наши дети успешно учились и были грамотными людьми.
Навыки письма и чтения напрямую зависят от того, как развита речь ребенка. Период становления активной речи — очень важный и трудоемкий процесс для каждого малыша. И не каждый малыш справляется с ним самостоятельно. Помочь ему в этом могут мамино внимание и … артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям. Она не будет лишней не только в случаях задержки речевого развития, но и даже тогда, когда вам кажется, что ваш малыш вполне неплохо разговаривает.

Почему я придаю артикуляционной гимнастике особое значение? У детей раннего возраста достаточно часто встречаются такие проблемы, как:

  • трудности с произношением некоторых звуков;
  • бедный словарный запас;
  • затруднённое словообразование;
  • переставление слогов в словах;
  • трудности в построении фраз и предложений.

В чем же заключается польза артикуляционной гимнастики? Дело в том, что в результате регулярных занятий органы речи (губы, язык, нёбо) становятся сильными, упругими и подвижными. В гимнастике задействуются все мышцы – жевательные, глотательные, мимические. И работа над артикуляционным аппаратом способствует правильному движению языка, губ, что в свою очередь  необходимо для четкого и красивого произношения звуков.

Существуют несколькими простых, но действенных упражнений, которые любая мама может легко  продемонстрировать своему ребенку в профилактических целях:

— “Улыбка”– улыбнуться так, чтобы не было видно зубов, задержать улыбку на несколько секунд;
“Хоботок” – губы складываем в трубочку и вытягиваем вперёд;
“Заборчик” – губы улыбаются, зубы сомкнуты и видны;
“Кролик” – сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу, чтобы увидеть верхние зубки;
“Настроение” – на счёт «раз-два-три» улыбнуться, на счёт «три-два-раз» — нахмуриться;
“Блинчик” – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;
“Рыбка” – хлопать губами друг о друга, издавая глухой звук (так разговаривают рыбки);
“Шарик” – надуть щёки, удержать воздух (шарик надулся), дотронуться до щёк пальчиками, медленно выпустить воздух (шарик сдулся);
“Хомячок” – поочерёдно надувать сначала одну щёку, потом другую, затем втянуть обе щеки;
“Качели” – открыть рот, язык поднимать вверх и опускать;
“Змейка” – вытаскивать язык, как можно дальше, и делать его при этом, как можно уже, затем убирать назад.
“Чистим зубки” – языком проводим по верхним зубам, затем по нижним.
— “Лошадка” – цокать языком, как лошадка.

Это очень простые и веселые упражнения, которые малыш с легкостью сможет повторить. Чем больше и чаще уделять времени артикуляционной гимнастике, тем чище и лучше будет говорить ребенок.

Выполнять эти упражнения нужно ежедневно 2-3 раза по 5-10 минут. Конечно, при этом должно учитываться самочувствие малыша. Если вдруг ребенок приболел или плохо себя чувствует, то стоит отложить занятие.

Желательно проводить гимнастику в веселой игровой форме, чтобы и малыш, и мама могли получать удовольствие от процесса. Если у малыша не получается правильно выполнить задание, то не стоит отчаиваться и опускать руки — нужно попробовать еще раз. Важно также хвалить ребенка за успехи и не осуждать его, если что-то у него пока не получается.

Кому-то артикуляционная гимнастика может показаться делом  несерьезным и не стоящим внимания. Это не так. Ежедневные занятия с ребенком позволят уже через несколько недель заметить положительный результат в развитии речи ребенка.

 

Автор: Габышева В.А.