Все дети проходят определенные этапы в развитии речи. Сначала ребенок гулит, затем лепечет, потом говорит слова и наконец фразы. Но иногда бывает так, что ребенку уже 3 года, а он ещё толком не разговаривает. А если и разговаривает, то произносит буквы неверно. Многие родители ждут, что речь малыша выправится сама. Но, к сожалению, этого не происходит. Какие признаки указывают на то, что ребёнка необходимо показать специалисту?

Задержка речевого развития — это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. При ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками, очень слабо.

Почему при таком заболевании следует обращаться за помощью именно к нейропсихологу?

Нейропсихолог изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость.

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: скудный словарный запас, отсутствие простейших фраз из двух слов к 2 годам («мама дай», «ляля спит»), отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу.

К 4 годам существенно проявляется отставание в речи от нормы. Если  обнаружены отклонения в речевом развитии ребенка от возрастных нормативов, необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: нейропсихологу, логопеду, неврологу, психологу, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике.

Все эти специалисты ведут свою работу в Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори». Очень важно, что в стенах одного учреждения ребенок может пройти диагностику и консультацию всех необходимых специалистов.

В большинстве случаев при устранении причин и грамотно организованной коррекционной работе дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту.

Почему так важно исправлять неправильное произношение речи?

Несвоевременная или неправильная коррекция при задержке речевого развития может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Для того, чтобы предупредить данное нарушение, помимо посещения специальных занятий, родителям следует больше общаться с ребенком, слушать его, относиться с уважением и интересом к его внутреннему миру, расширять кругозор малыша.

В центре «Нейротори» после комплексной нейропсихологической диагностики, сбора анамнеза и определения причин задержки, для ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, включающий все необходимые мероприятия.

В ряде случаев ребенку требуется пройти курс нейропсихологической коррекции для развития высших психических функций, участвующих в обеспечении речевых процессов; курс остеопатического лечения для улучшения мозгового кровообращения, курс массажа, телесно-ориентированной терапии и лечение по различным методикам.

Подобный комплексный подход к решению проблем, связанных с развитием речи, позволяет максимально улучшить работу головного мозга, нервной системы и организма в целом, что даст ребенку необходимые возможности для усвоения речевых навыков и ускорит процесс развития.

 

Автор: Габышева В. А.