Причинами задержки речевого развития  могут быть как как физиологическими, так и социальными.
Но какой бы ни была причина возникновения ЗРР у малыша, возникает логичный вопрос: есть ли вина родителей в том, что речь ребенка недостаточно развита,  и в чем заключаются ошибки мам и пап?

В этой статье обозначим три самых распространенных ошибки, на которые папам и мамам обязательно следует обратить внимание, так как  именно их поведение влияет на речевое развитие малыша.
Итак, первая ошибка заключается в том, что часто и повсеместно родитель принимает решение за ребенка. “Ты хочешь это? “ — и мама или папа называет предмет. При этом родитель не дает ребенку возможности произнести слово вслух. Взрослые почему-то хотят угадать желания своего ребенка.  Гиперопекающие мамы часто этим грешат. И получается, что в конце-концов ребенку просто нет необходимости говорить. Все за него решается. У малыша нет стимула говорить.

Вторая ошибка родителей: они не говорят с ребенком как со взрослым. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые многим мамам нравятся, очень влияют на речевое развитие. Ребенку сложно сказать “мячик”. Ему легче сказать “мяч”. если слова становятся длиннее и сложнее в запоминании и  произношении, то ребенок автоматически отказывается от сложных слов, так как ему легче говорить односложными слогами “ма, “па”. Он сокращает до удобного для себя контекста. Сюсюкаться с ребенком, особенно после 2-х летнего возраста, крайне не рекомендуется.

Ошибка номер три: родители в принципе не говорят с ребенком. Они думают: “Ну что он сейчас понимает, он же еще маленький”. В основном, конечно, это касается пап. Папа воспринимает ребенка как личность тогда, когда малыш уже начинает говорить. И до того времени, пока малыш еще невнятно что-то лепечет, гулит, папы не разговаривают с ребенком, просто не считают это нужным. Не поют песен, не читают ребенку стихов. Однако существует огромное количество звукоподражательных стихов, которые нужно читать малышам для того, чтобы у них возникали какие-то ассоциативные восприятия.

Все эти ошибки легко исправить. Например, на прогулке родителям можно и нужно описывать все происходящее. Сначала это простой предметный мир: “Посмотри, вот дерево, вот солнце.” А потом можно добавить прилагательные: “Большое дерево, яркое солнце”. Затем в предложение нужно вставить глаголы, чтобы обозначить действия: “Посмотри, как ярко светит солнце”.

Именно в этот момент ребенок воспринимает информацию, запоминает новые слова, у него возникают ассоциативные ряды и пополняется словарный запас. И этот метод работает даже тогда, когда в силу возраста у ребенка нет активной речи. Все эти знания и навыки ему обязательно пригодятся чуть позже.

Стимуляция речи — это общение со взрослым. До трех лет дети не воспринимают других детей как равных собеседников. Как интересных собеседников они воспринимают именно взрослых.
Нейропсихологи и детские психологи абсолютно едины во мнении: надо с ребенком разговаривать постоянно.

Поэтому так полезно и необходимо общаться с малышом, читать ему сказки, петь песни.

И самый главный вопрос, которые родители должны задавать себе регулярно: “Что изменилось в речевом развитии моего ребенка за последний месяц?”. Если за этот период у ребенка появились новые звуки, слоги, слова, и если вы все лучше и лучше понимаете его, то это хорошо.
Но если хотя бы в течении месяца не происходит никаких изменений в этом плане, если речь малыша остаётся на одном уровне, если вы не наблюдаете никакой динамики в речевом развитии вашего сына или дочери, то это повод обратиться к специалисту. Важно наблюдать за динамикой в речевом развитии ребенка.

И самое главное, родители должны найти время для своего малыша, чтобы подарить ему внимание и любовь, и тогда ребенок ответит тем же.

Автор: Габышева В. А.