В последнее время значительно увеличивается число малышей, у которых выявляются проблемы с развитием речи.
По статистическим данным, каждый второй ребенок дошкольного или младшего школьного возраста имеет отклонения в речевой деятельности. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается каждый четвёртый ребенок.
ЗРР – очень распространенная проблема. И для того, чтобы найти ответы на вопросы «Что влияет на развитие этой патологии?» и «Как справиться с этим заболеванием?» необходимо определить спектр причин, из-за которых у детей возникает ЗРР.

Итак, каковы же основные предпосылки данного заболевания? Нейропсихологи делят эти причины на два вида: физиологические и социальные.
К физиологическим причинам отставания в развитии речи, в первую очередь, относится патология течения беременности и родов. Если во время беременности женщина пережила серьезные стрессы, депрессию, а также если у будущей мамы есть вредные привычки, то риск возникновения заболевания резко возрастает. Также негативное влияние на маленький организм оказывают тяжелые или преждевременные роды, внутриутробные травмы ребенка, травмы или серьезные заболевания в период новорожденности, а также наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту), генетически обусловленный замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. К первой группе причин специалисты относят и такие проблемы, как нарушение слуха и зрения у малыша. Речь формируется на основе услышанного, увиденного, но если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы и с воспроизведением слов. Причинами являются и слабое развитие органов артикуляции (губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба), поражение головного мозга, и некоторые врожденные заболевания (аутизм, ДЦП, синдром Дауна, синдром гиперактивности).

…каждый второй ребенок дошкольного или младшего школьного возраста имеет отклонения в речевой деятельности.

К социальным факторам нейропсихологи относят частые эмоциональные стрессы, поэтому очень важно поддерживать в семье гармоничную атмосферу взаимоотношений. К это группе причин также относится невнятная речь окружающих людей, недостаточное внимание к ребенку, когда ему просто не с кем разговаривать, или же взрослые говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять обращенную к нему речь. К социальным причинам относят и чрезмерную опеку родителей и близких (когда ребенка понимают и без слов, лишая его возможности выражать свои желания, мысли и действия), общение в семье на нескольких языках и злоупотребление просмотром телевизора и чрезмерное увлечение компьютерными играми (в этой среде речь теряет свою ценность, и малыш постепенно привыкает не вслушиваться в речь родных и начинает говорить цитатами из мультфильмов). Еще один немаловажный фактор возникновения проблем с речевой активностью – завышенные требования родителей к ребенку. В это случае у детей пропадает желание говорить, так как вырабатывается негативное отношение к речи в целом.

Все высшие психические функции – память, мышление, внимание, воображение, целенаправленное поведение – развиваются у ребёнка при непосредственном участии речи. При отсутствии необходимых коррекционных мероприятий у детей с ЗРР замедляется темп интеллектуального развития. В связи с этим малыш мало общается с окружающими людьми, плохо идет на контакт, круг его представлений об окружающем мире очень ограничен и уровень мышления снижается. От развития речи зависит способность ребенка получать, усваивать и анализировать новую информацию.

В Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» высококвалифицированные специалисты определяют причину задержки речевого развития у детей самого разного возраста. При помощи нейропсихологической диагностики и аппаратных методик здесь не только выявят факторы возникновения и развития ЗРР, но и разработают определенную программу лечения и коррекции задержки речевого развития. Для того, чтобы записаться на прием к нейропсихологу или попасть на нейропсихологическую диагностику, позвоните по телефону 8-800-700-58-72. Не стоит ждать чуда и терять драгоценное время. Качество жизни вашего ребенка – в ваших руках!

Записаться на прием →