Детям, страдающим задержкой речевого развития, нужна консультация таких специалистов, как нейропсихолог, невролог, логопед, психолог. Прибегнуть к профессиональной помощи стоит в том случае, если к 3-4 годам ребенок даже для родителей непонятно произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно и не способен составить предложение из трех слов. Кроме того, если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, то необходимо немедленно посетить нейропсихолога. Вовремя начатое лечение задержки речи дает ребенку все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной поры.

Существуют определенные возрастные нормы, на которые следует ориентироваться родителям, чтобы вовремя заметить признаки ЗРР, если таковые имеются у ребенка.
На сегодняшний день этапы речевого развития специалистами определены достаточно точно. Когда младенец появляется на свет, он оповещает всех об этом радостном событии своим криком. Крик – это первая голосовая реакция новорожденного. С каждым днем жизни малыша крик начнет принимать разные интонации, что является свидетельством начала развития речевой функции. Если ребенок развивается согласно общепринятым возрастным нормам, то в 2-3 месяца появляется гуление – произнесение ряда тянущихся звуков (а, у, ы) в сочетании с согласными (г, м, к). Уже к 6 месяцам звуки ребенка становятся похожими на звуки его родного языка. Позже, к 6-7 месяцам, гуление перерастает в лепет. Лепет представляет собой пары звуков, похожих на слоги («ма», «па», «та», «ба»). И с помощью этих слогов малыш говорит взрослым о своих потребностях. Уже после 8 месяцев «ненужные» звуки исчезают, и в речи ребенка закрепляются новые, характерные для родного языка. К годовалому возрасту в речи детей появляются первые слова.

Как правило, в возрасте полутора-двух лет общение ребенка выражается посредством фраз и небольших предложений. Таким образом малыш может выражать свои желания, потребности и эмоциональное состояние. К трем годам, согласно возрастным нормам, ребенок должен превратиться в разговорчивого «болтуна». Словарный запас маленького человека значительно увеличился, развивается способность придумывать новые слова. В этот период дети активно овладевают звукопроизношением, у них интенсивно развивается фонематический слух.

После четырех лет ребенок выстраивает длинные предложения, к пяти годам овладевает правильным произношением звуков, слов.

Необходимо различать симптомы задержки речевого развития:
1) Младенец молчит и не произносит никаких (даже элементарных) звуков.
Норма предречевого периода (в течение которого ребенок проходит следующие этапы):
– этап гуления (с 1,5-2 месяцев)
— этап лепета (с 4-5 месяцев)
— этап лепетных слов (с 7-8,5 месяцев)
— этап первичных слов (в 9-10 месяцев у девочек и 11-12 месяцев у мальчиков).
2) 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
3) В возрасте 1,5 лет у ребенка нет активных попыток повторения чужих слов;
4) Малыш в 1,5-2 года не выполняет на слух простое задание взрослого («принеси игрушку», «возьми карандаш»);
5) В арсенале 2-3-летнего ребенка отсутствуют отдельные слова и полноценные фразы;
6) К 4-летнему возрасту ребенок не способен выстраивать целые предложения, у него отсутствует собственная речь. Среди средств коммуникаций у ребенка преобладают мимика и жесты.

При игнорировании симптоматики ЗРР и несвоевременном или позднем обращении к нейропсихологу за квалифицированной помощью могут возникнуть следующие осложнения:
— отставание от возрастной нормы в психическом и интеллектуальном развитии, усугубление этой проблемы со временем;
— тяжелое восприятие ребенком программы обучения в детском саду или школе;
— возникновение сложностей в межличностном общении с другими детьми и, как следствие, появление чувства неуверенности в себе; ребенок «закрывается» от внешнего мира.

Если же у малыша имеются отклонения от возрастных норм, то ему срочно требуется консультация невролога, нейропсихолога, логопеда, психолога. Все эти специалисты ведут прием в Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори». Здесь могут определить, есть ли у ребенка задержка речевого развития. В случае необходимости специалисты дадут рекомендации по коррекции и профилактике ЗРР, подберут индивидуальный курс лечения. для того, чтобы избежать серьезные последствий этой патологии, необходимо начать коррекционные занятия со специалистом как можно раньше.

Записаться на прием →