Ежегодно статистика детей с задержкой речевого развития неумолимо растет. Малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Ответственность за выявление этой патологии в первую очередь ложится на родителей. Именно они должны вовремя увидеть первые тревожные признаки и обратиться за квалифицированной помощью специалистов.
Однако если отставание в речевом развитии осталось не замеченным, и по этой причине своевременно не была проведена коррекционная работа, то по мере взросления ребенок все больше будет отставать в развитии от возрастных норм, и его психическое здоровье также пострадает. В будущем ребенку будет тяжело общаться со сверстниками, воспринимать новую информацию, возникнут трудности в обучении.

С начала 2000-х годов в России число детей с отклонениями в психоэмоциональном развитии возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) напрямую влияет на интеллектуальные способности ребенка, развитие его высших психических функций, таких, как мышление, воображение, память, внимательность. Таким образом, при ЗРР формируются предпосылки задержки психоречевого развития малыша (ЗПРР), риск возрастает. Нельзя не отметить и тот факт, что врожденные психические и неврологические заболевания в свою очередь провоцируют проблемы в речевом развитии.

По статистике 20% детей старше 5 лет имеют диагноз ЗПРР. Как правило, это обусловлено тем, что именно в этом возрасте ребенок должен уже активно общаться с другими людьми, но только тогда, когда родители видят обратное, они идут за помощью к специалисту. Однако, 5 лет — довольно поздний возраст для начала коррекционных и лечебных мероприятий от ЗПРР. Родители должны знать, что если ребенок не заговорил к 6 годам, то шансы на его полнейшее излечение практически нулевые. Конечно, здесь очень важны такие моменты, как степень заболевания, применяемые методики лечения и коррекции. Поэтому чем раньше взрослые выявят признаки патологии, тем больше шансов на выздоровление. К симптомам задержки психоречевого развития относятся:

· Отсутствие у малыша реакции на слова родителей и их жестикуляцию в возрасте 4х месяцев;
· Отсутствие лепета в 8 месяцев;
· Отсутствие речевой активности в 12 месяцев;
· Непонимание простых слов и отсутствие реакции на собственное имя в 1,5 года;
· Скудный словарный запас и сложности с заучиванием новых в возрасте 2х лет;
· Неумение формулировать простые предложения в возрасте старше 2х лет;
· Неумение строить предложения, медленная речь, проглатывание окончаний в 3 года;
· Неумение обобщать предметы и говорить правильно построенными фразами в 4 года;
· Искажение звуков, неумение вести диалог, высказывать свои желания, пересказывать увиденное в 5 лет.

Родителям также нужно знать факторы, которые провоцируют задержку психоречевого развития у детей. К основным причинам относятся болезни женщины во время беременности (инфекционные заболевания, отравления, травмы), на плод негативно влияет кислородное голодание (гипоксия). Тяжелые роды (стремительные, затяжные, преждевременные), травма ребенка в процессе родовой деятельности (перинатальная энцефалопатия, травма шейных отделов позвоночника, травма центральной нервной системы), тяжелые инфекционные заболевания, которые могли спровоцировать заболевание мозга и генетические патологии, нарушающие структуру головного мозга ребенка, также являются факторами возникновения ЗПРР. Неправильное воспитание ребенка – гиперопека со стороны родителей или наоборот игнорирование и отсутствие должного внимания к малышу – тоже являются причинами задержки психоречевого развития.

Если говорить о физическом состоянии детей с ЗПРР, то оно тоже слабое. У детей, страдающих этой патологией, может наблюдаться повышенное слюноотделение и гиперактивное поведение. Такие дети зачастую агрессивны, невнимательны, быстро утомляются и обладают слабой памятью. Ребенок с задержкой психоречевого развития медленно думает, имеет не развитую фантазию и испытывает большие трудности в общении с другими людьми, поэтому сторонится посторонних.
Такой метод диагностики, как электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет обнаружить нарушения в головном мозге. Для того, чтобы поставить ребенку диагноз «задержка психоречевого развития», специалисты применяют тесты на внимание, мышление, зрительную и слуховую память. Как правило, ребенка с такой патологией наблюдают совместно врачи невролог, нейропсихолог и логопед.

В Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» разработаны и успешно апробированы уникальные методики по восстановлению здоровья детей с такими диагнозами, как задержка речевого развития и задержка психоречевого развития. В арсенале центра безмедикаментозные методы коррекции и лечения: Специалисты центра (нейропсихолог, невролог логопед, психолог, остеопат) проведут необходимые обследования и подберут индивидуальный курс лечения ребенка.