Младенец первым криком оповещает этот мир о своем рождении. И уже в первые месяцы жизни малыш радует родителей началом своего речевого развития. Сначала это выражается в гулении и лепете, а уже позже ребенок начинает произносит первые слоги, слова и по мере взросления пополняет свой словарный запас.

Однако случается так, что ребенок очень многое хочет сказать этому миру, маме, но не имеет такой возможности. К сожалению, не редки такие ситуации, когда речь у ребенка отсутствует с самого начала, или же у малыша наблюдается ярко выраженный дефицит речи. Для каждого родителя узнать о том, что его чадо не может полноценно говорить – большой удар. Ведь маленькому человеку есть что сказать маме и папе, он хочет поделиться с ними мыслями и чувствами, он хочет полноценно общаться со сверстниками и быть как все. Но часто в подобных ситуациях родители не могут услышать долгожданной речи из уст своего малыша.

В таких случаях обязательно стоит узнать о причинах молчания и разобраться, что послужило толчком для такого состояния. Одной из распространенных речевых патологий в настоящее время является алалия. Давайте разберемся, что это такое, каковы признаки и причины этого заболевания.

Алалия — это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи. К возникновению алалии приводит нарушение правильного функционирования определенных частей головного мозга. Данная патология может проявляться легкими дефектами речи, а также средними либо тяжелыми нарушениями. В подобных случаях ребенок не разговаривает до 10-12-летнего возраста, или же его речь ограничена скудным словарным запасом.

Специалисты выделяют два вида данной патологии: моторную и сенсорную алалию.

Алалия моторная – это отсутствие экспрессивной речи у ребенка либо ее недоразвитие. Оно обусловлено органическим поражением головного мозга во внутриутробном периоде или во время раннего периода развития речи. При моторной алалии ребенок не начинает вовремя понимать обращенную к нему речь, не способен самостоятельно говорить.
Нельзя рассматривать моторную алалию как простую временную задержку речевого развития. Это сложное заболевание, имеющее комплекс речевых и неречевых симптомов. Языковые нарушения при данной патологии являются ведущими в структуре речевого дефекта. К неречевым признакам алалии моторной относятся двигательные нарушения, плохая координация движений, слабое развитие моторики.
Ребенку, страдающему алалией моторной, как правило, трудно сформировать навыки самообслуживания, а также тяжело выполнить точные движения рук и пальцев (например, сбор пазлов и конструкций). Как правило, у детей с моторной алалией плохо развита слухоречевая память. Им достаточно сложно воспринимать новую информацию и концентрировать внимание. Они быстро утомляются и обладают низкой работоспособностью. Такому ребенку сложно адаптироваться к новым реалиям окружающего мира, он часто бывает агрессивен и раздражителен.

Алалия сенсорная – это недоразвитие речи импрессивной, при которой наблюдается разрыв между звуком и смыслом слов. При алалии сенсорной ребенок не понимает речи окружающих, но при этом он имеет хороший слух, и у него сохраняется способность к развитию активной речи.
Нейропсихологи выделяют алалию сенсорную в отдельное речевое нарушение, но при этом отмечают, что данное заболевание входит в структуру дефектов при умственной отсталости, аутизме, моторной алалии.
По причине органического поражения головного мозга у малыша не развивается фонематический слух. Ребенок, страдающий алалией сенсорной, не способен различать отдельные звуки и не воспринимает полностью слово, у него снижается способность к восприятию своей и чужой речи. В его представлении не возникает связи между действием, предметом и звуковым образом. Из-за неправильного развития мозговых нейронных клеток происходит сбой в воспринимающем механизме речи.
Алалия сенсорная приводит к задержке интеллектуального развития. с психологической точки зрения ребенку сложно концентрировать внимание и быстро включаться в тот или иной процесс, он рассеян. Дети, имеющие такой недуг, зачастую импульсивны или наоборот инертны и замкнуты в себе.
При данном заболевании, как правило, речевая активность у ребенка повышена, однако она бессвязна, лишена какого-либо смысла. Для речи детей с сенсорной алалией характерны эхолалия (повторение слов собеседника), пропуски слогов, логорея (смешивание понятных и непонятных слов).
Такие дети не способны различать слова, искажают понимание смысла того или иного высказывания, фразы. В результате всего этого нарушается и память ребенка: для того, чтобы ребенок запомнил новое слово, потребуется повторить его 25-30 раз подряд.
Достаточно часто дети с алалией сенсорной страдают повышенной чувствительностью к звукам неречевым — например, музыкальные инструменты).
В процессе общения с окружающим миром ребенок с такой патологией активно пользуется жестами, мимикой, реагирует на интонацию голоса собеседника.

…эффективным будет лечение данного заболевания до пятилетнего возраста ребенка.

Главной причиной возникновения алалии является поражение части коры головного мозга, которая отвечает за усвоение и понимание устной и письменной речи. Тяжелое нарушение аналитико-сенсорной деятельности происходит в результате:
— асфиксии;
— гипоксии;
— тяжелой формы токсикоза у беременной;
— наличия угрозы выкидыша;
— попытки прерывания беременности;
— психической травмы в период беременности (страх, стресс, тревога);
— наличия у беременной пагубных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);
— конфликта резус-фактора беременной и плода;
— тяжелых родов;
— инфекционных заболеваний, приводящих к травме мозга новорожденного (менингит, энцефалит, рахит).

Нужно понимать, что эффективным будет лечение данного заболевания до пятилетнего возраста ребенка. Важно, что при условии правильного развития высших психических функций ребенка многие нарушения постепенно компенсируются и восстанавливаются. Специалисты Тюменского центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» с подобного рода диагнозами встречаются ежедневно. Сюда приезжают дети со всей страны. Высокие результаты и индивидуальный подход к каждому ребенку здесь обеспечен.

Для диагностики такого диагноза, как алалия, необходима консультация нейропсихолога центра «Нейротори». Очень эффективными в данном случае являются телесно-ориентированная терапия, система запуска речи логосистема и комплексный подход в лечении. Большую роль играет также развитие крупной и мелкой моторики ребенка, его внимания, памяти и мышления. Регулярные занятия с нейропсихологом приводят к коррекции моторной алалии. При этом формируется словарный запас (активный и пассивный), развивается связная речь, улучшается звукопроизношение. При алалии сенсорной детям показаны такие методы лечения, как Томатис, БАК Синхро-С и телесный интеллект. Все вышеперечисленные методы успешно используются в центре «Нейротори».