1. Обеспечить ребенку удобную для его возраста мебель для выполнения процедур по самообслуживанию (застилать за собой кровать, убрать свои вещи в шкаф).

2. Размещение детских книг, игр и игрушек в пределах досягаемости ребенка, чтобы мог самостоятельно заниматься и прибрать за собой.

3. Размещение предметов гигиены в ванной комнате для удобного использования ребенком (скамейка, чтобы он мог свободно стоять у раковины, достать необходимые предметы гигиены).

4. Детский гардероб расположите удобно для самостоятельного одевания. При этом одежда не по сезону должна быть убрана из гардероба.

5. Побуждайте ребенка к самостоятельности, читайте малышу произведения такие как «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского, «Неумейка» Я.Акима.

6. Спрашивайте мнение ребенка в вопросе, где необходим выбор. Интересуйтесь пояснением выбора, чтобы малыш понимал, что вас интересует его мнение.

7. Привлекайте ребенка к совместному выполнению работы (полить цветы, вымыть посуду и др.). Поощряйте, чтобы у него поддерживалось желание проявлять инициативу, оказывать помощь.

8. Не ругайте ребенка, если он не справился с заданием, так как действия, которые кажутся простыми взрослым, вовсе не просты для ребенка, и требуют от него усердий.

9. Готовьте вместе с ребенком еду, чтобы он смог увидеть, что сможет приготовить без вашей помощи.

10. Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребенок тоже начнет выполнять свои договоренности.