Во все времена главное предназначение сказки — рассказать ребёнку об устройстве окружающего мира и объяснить, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, через сказку, через образы положительных и отрицательных героев и их поступки сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни, помогают формировать нравственные ориентиры, прививая представления о добре и зле.

В психологии бытует мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает нормы поведения, «считывает» и «примеряет» себе модели социальных ролей. И это действительно так, ведь «проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать героям, радоваться и огорчается вместе с ними, ищет выход из проблемных ситуаций. Вспомните, как часто мы в жизни проговариваем мудрость подчерпнутую когда-то из сказки: «Так и осталась старуха сидеть у своего разбитого корыта» или «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Следовательно, чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, а это обучение к дальнейшей жизни. Именно поэтому родителям необходимо серьезно и ответственно подходить к выбору сказок.

Если смотреть на сказку глазами взрослого человека, то многие сказочные сюжеты кажутся очень опасными, наполненными хитростью и обманом, равнодушием. Иногда, кажется, что сказки пропагандируют лень, глупость и другие отрицательные качества. Но ведь и вся прелесть сказки заключается в том, что сказка разговаривает с нами особым языком. Это язык символов и метафор, который и придает сюжету сказочность, волшебство и народную мудрость.

Сказка ложь, да, в ней намек добрым молодцам урок! Уроки, полученные из сказок, являются отличным багажом на протяжении всей жизни. Ведь читая ребенку сказку, обсуждая её сюжет, мы готовим его к выходу во взрослую жизнь, и готовиться к этому нужно с детства.

Сказки бывают разные: волшебные, бытовые, сказки о животных, которые будет полезно ребенку не только прочитать, но и обсудить с ним поступки героев, пояснив, почему герой поступил так, а не иначе. Сказки интересны и девочкам и мальчикам. Выбирая сказку для девочки желательно остановить свой выбор на сказке, которая учит быть доброй матерью, хорошей и заботливой хозяйкой. Для мальчиков напротив сказки о подвигах и героях, позволят примерить роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия». Это практически универсальный метод в выявлении и преодолении различных детских страхов. Через работу со сказкой возможно решить многие проблемные ситуации. От лица героев сказки дети легко усваивают правила поведения, говорят о своих страхах и переживаниях. В сказке дети чувствуют себя защищенными и раскованными, они учатся сопереживать и оказывать друг другу помощь и поддержку, учатся быть сильнее и добрее. Кроме того, в сказочном мире дети рисуют, играют, сочиняют свои сказки с полюбившимися героями, а значит, в этот момент и происходит развитие речи, мышления, фантазии и умение свободно выражать свои мысли и чувства.

Таким образом, при умелом применении сказки можно добиться не только положительного воспитательного эффекта, но и применить её в качестве многогранного материала в психо-коррекционной и психодиагностической работе с детьми и подростками.

— Байкова С.А.